Ведущим методом диагностики проявлений избирательности,
самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссерской играх
является наблюдение за самостоятельными играми детей в утренний отрезок времени
и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для
самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение дает возможность
выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов,
изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности — степень его
активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета,
выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
В протоколе
наблюдения фиксируются:
преобладающие виды игр, в которые играют дети;
тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
организация детьми игровой деятельности — сговор на игру,
обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие
и обозначающие действия;
наличие и характер действий, направленных на построение
игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;
наличие и характер действий, направленных на выполнение
роли в сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в
режиссерской игре;
особенности использования детьми материалов, находящихся
в предметно-игровой среде;
продолжительность игры.
Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи
или с использованием диагностической карты.
Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых
умений может быть использован метод наблюдения за организационным игровым
общением детей.
В разные режимные моменты (утренний отрезок времени,
прогулка, время после дневного сна) фиксируются:
наличие и количество игровых объединений, их
устойчивость, половой состав;
количество детей, играющих индивидуально, количество
участников игры в начале и в конце;
все обращения детей друг к другу во время игры, их
содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), средства
организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);
эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный,
нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и
поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или
трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления
сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;
адресованность сверстнику инициатив, связанных с
предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, развитием
сюжета, созданием игровых образов;
аргументация замыслов и предложений для партнера.
Для выявления круга общения детей в игре используется
метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые
пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющиеся на данный момент, и
дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.
При обработке полученных данных анализируются численный
(диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их
устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов,
считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов
— неустойчивыми. Устойчивость игрового объединения свидетельствует о
стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.
Полученные данные оформляются в виде таблицы.
Количество
игровых объединений
|
Количество устойчивых
игровых объединений и их участников, половой состав
|
Количество относительно устойчивых объединений и их
участников, половой состав
|
Количество детей, переходящих из объединения в
объединение, их пол
|
Количество
детей, не имеющих
игровых объединений, их ПОЛ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов диагностики позволяет распределить
детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой
деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятельности
проявляется по-разному.
Для детей группы «А» характерно оптимальное развитие
позиции субъекта игровой деятельности. О развитии игровых замыслов свидетельствует
появление предварительного обозначения темы игры, двух или трех игровых
событий. Ярко выражены индивидуальные творческие проявления детей. Дети заинтересованы
совместной игрой. Интерес к игре снижает количество конфликтов внутри игровых
объединений, эмоциональный фон играющих положительный. Игровые объединения
характеризуются устойчивостью и одновременно открытостью по отношению к новым
игрокам. В игровой деятельности дети способны согласовать свои интересы и
интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Для них характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.
Они способны проявить сочувствие, пожалеть, помочь, склонны к улаживанию
возникающих конфликтов. Для детей этой группы характерно преобладание
режиссерской игры над сюжетно-ролевой.
Активность детей проявляется по-разному. Для детей,
условно названных «сочинителями», более интересны игры, которые в основном
проходят в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сюжета. Здесь
хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой деятельности —
игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись
по вдвое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно
принимают участие в коллективных играх, где становятся носителями игрового
замысла, и благодаря им идет продвижение сюжета вперед. Игровые действия
только частично выполняются, частично проговариваются. Благодаря проговариванию
создается общая игровая ситуация. Присутствие в игре «воображаемого героя»
является важным признаком — это предтеча наиболее высокого этапа развития
игровой деятельности (игры-фантазирования), целиком основанного на сюжетосложении
— придумывании целостных сюжетных событий.
Дети адресуют игровые замыслы партнерам, аргументируют
свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и
осуществлением деятельности. Это «заводилы», у которых придумывание игровых
событий преобладает над их реализацией через создание образов игровых
персонажей и выполнение игровых действий.
Участие в совместных играх позволяет им полной мере
реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета
отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для
«сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и воображении.
Стремление аргументировать замыслы для сверстников делает общение положительно
направленным.
Для детей-«исполнителей» наиболее интересен процесс
создания игровых образов, управления персонажами. Для этого они используют
разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.
Создаваемые образы выразительны, отличаются интересными репликами. Дети-«исполнители»
активно реализуют общий игровой замысел. Они доброжелательны по отношению к
сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на умении
согласовать замыслы, и при необходимости уступить.
Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в
полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые
возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложения). Иногда — в
реализации замыслов «сочинителей». Их участие в игре характеризуется
увлеченностью.
О появлении детей-«режиссеров» свидетельствует их высокая
активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов
игровых персонажей, выполнении игровых действий. Их проявления позиции
субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают
посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, отличаются развитым
чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их
согласованию. Для детей-«режиссеров» характерны положительный эмоциональный
настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к справедливости.
Таким образом, проявления позиции субъекта связаны с
возможностью самореализации детей в игре, с творчеством. Проявления, характерные
для группы «А», возникают при использовании современных технологий
педагогического сопровождения сюжетных игр дошкольников. В условиях
традиционных педагогических технологий данные проявления носят эпизодический
характер, наблюдаются у незначительной части старших дошкольников.
Наиболее типичны для детей проявления группы «А»,
свидетельствующие о достаточном для старшего дошкольного возраста развитии
позиции субъекта игровой деятельности. Для детей характерно построение сюжета
по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры
предшествуют сговор, определяющий ее тему, и одно игровое событие, что
свидетельствует о появлении в игре замысла.
Роли распределяются по ходу игры. В игре широко
представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов.
Дети постоянно меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет и преодолевать
его круговой характер. Особенно привлекательные игровые события могут
повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот
«А давай теперь...» свидетельствует о намерении согласовать замысел с
партнером. В целом игра непродолжительна, так как способ построения сюжета —
сюжетосложение — еще не освоен в полной мере. Следует отметить, что для данной
группы детей характерен переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской,
происходит слияние этих игр.
Для игр свойственно отражение отношений между
персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, «сказочные»
и др.) действия, что является предпосылкой овладения сюжетосложением. В то же
время в сюжетных событиях детских игр часто находят отражение отрицательные
эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных
телесериалов для взрослых. Это приводит к Чрезмерному эмоциональному
возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых
интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из
других игровых объединений — ради забавы их могут толкнуть, дернуть, разрушить
постройку и совершить другие аналогичные действия.
В игры девочек включается неигровое общение, в котором
они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров.
Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им
могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.
Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих
действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргументировать
замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от
совместной деятельности к параллельной или индивидуальной — и обратно к
совместной. |