Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 13:07

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссер­ской играх является наблюдение за самостоятельными играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение дает возможность выявить особенности игро­вого опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить твор­ческие возможности ребенка в игровой деятельности — степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сю­жета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируются:

преобладающие виды игр, в которые играют дети;

тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

организация детьми игровой деятельности — сговор на игру, обо­значение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;

наличие и характер действий, направленных на построение игро­вого сюжета, принятие партнерами действий по изменению игро­вого сюжета;

наличие и характер действий, направленных на выполнение роли в сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре;

особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;

продолжительность игры.

 

Регистрация полученных данных может вестись при помощи фо­тозаписи или с использованием диагностической карты.

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав;

количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце;

все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);

эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;

адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов;

аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.

 

Полученные данные оформляются в виде таблицы.

Количество

игровых объединений

Количество устойчивых

игровых объединений и их участников, половой состав

Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав

Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол

Количество

детей, не имеющих

игровых объединений, их ПОЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

Для детей группы «А» характерно оптимальное развитие позиции субъекта игровой деятельности. О развитии игровых замыслов сви­детельствует появление предварительного обозначения темы игры, двух или трех игровых событий. Ярко выражены индивидуальные творческие проявления детей. Дети заинтересованы совместной игрой. Интерес к игре снижает количество конфликтов внутри иг­ровых объединений, эмоциональный фон играющих положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновре­менно открытостью по отношению к новым игрокам. В игровой деятельности дети способны согласовать свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение парт­неру. Для них характерно использование просьб, предложений в об­щении с партнерами. Они способны проявить сочувствие, пожалеть, помочь, склонны к улаживанию возникающих конфликтов. Для детей этой группы характерно преобладание режиссерской игры над сюжетно-ролевой.

Активность детей проявляется по-разному. Для детей, условно на­званных «сочинителями», более интересны игры, которые в основном проходят в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сю­жета. Здесь хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой де­ятельности — игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись по вдвое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллек­тивных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благо­даря им идет продвижение сюжета вперед. Игровые действия только частично выполняются, частично проговариваются. Благодаря проговариванию создается общая игровая ситуация. Присутствие в игре «воображаемого героя» является важным признаком — это предтеча наиболее высокого этапа развития игровой деятельности (игры-фан­тазирования), целиком основанного на сюжетосложении — придумы­вании целостных сюжетных событий.

Дети адресуют игровые замыслы партнерам, аргументируют свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и осуществлением деятельности. Это «заводилы», у которых придумы­вание игровых событий преобладает над их реализацией через созда­ние образов игровых персонажей и выполнение игровых действий.

Участие в совместных играх позволяет им полной мере реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для «сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Стремление аргументировать замыслы для сверстни­ков делает общение положительно направленным.

Для детей-«исполнителей» наиболее интересен процесс создания иг­ровых образов, управления персонажами. Для этого они используют разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, коммен­тирующую речь. Создаваемые образы выразительны, отличаются инте­ресными репликами. Дети-«исполнители» активно реализуют общий игровой замысел. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на уме­нии согласовать замыслы, и при необходимости уступить.

Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложения). Иногда — в реализации замыслов «сочинителей». Их участие в игре характеризуется увлеченностью.

О появлении детей-«режиссеров» свидетельствует их высокая ак­тивность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Их про­явления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуа­ций и конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-«режиссеров» характерны положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к спра­ведливости.

Таким образом, проявления позиции субъекта связаны с возмож­ностью самореализации детей в игре, с творчеством. Проявления, ха­рактерные для группы «А», возникают при использовании современ­ных технологий педагогического сопровождения сюжетных игр до­школьников. В условиях традиционных педагогических технологий данные проявления носят эпизодический характер, наблюдаются у незначительной части старших дошкольников.

Наиболее типичны для детей проявления группы «А», свидетельст­вующие о достаточном для старшего дошкольного возраста развитии позиции субъекта игровой деятельности. Для детей характерно постро­ение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествуют сговор, определяющий ее тему, и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.

Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов. Дети постоянно меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет и преодолевать его круговой характер. Особенно привлекательные игро­вые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь...» свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнером. В целом игра непродол­жительна, так как способ построения сюжета — сюжетосложение — еще не освоен в полной мере. Следует отметить, что для данной груп­пы детей характерен переход от сюжетно-ролевой игры к режиссер­ской, происходит слияние этих игр.

Для игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, «ска­зочные» и др.) действия, что является предпосылкой овладения сюжетосложением. В то же время в сюжетных событиях детских игр часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, кото­рые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. Это приводит к Чрезмерному эмоциональному возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из других игровых объединений — ради забавы их могут толкнуть, дернуть, разрушить постройку и совершить другие аналогич­ные действия.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2444 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru