Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 18.12.2018, 17:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ВЫДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ В ДОУ

Возможно выделение групп детей, у которых наблюдается неодно­значное соотношение между освоением изобразительной деятельности и развитием эстетического восприятия, а также более частными прояв­лениями и показателями. Это может быть необходимо в случае осу­ществления углубленной работы по данному направлению (центры развития ребенка, дошкольные образовательные учреждения с при­оритетным направлением художественно-эстетического развития до­школьников).

 

Название групп

Характеристика групп

Группа «рассуждаю­щих»

Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружа­ющей действительности, имеют некоторые представления об искусстве (видах, жанрах), пытаются рассуждать об эстетических проявлениях (хо­рошие результаты по заданиям № 1, 2, 4), но не всегда чувствуют красоту, эмоционально на нее откликаются (недостаточно высокие результаты по заданиям №3, 5, 6, 7)

Группа «интересую­щихся»

Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окру­жающей действительности, изобразительным материалам и техникам (хо­рошие результаты по заданиям №1, 4), однако представления (задание №2) и умения чувствовать красоту, эмоционально на нес откликаться не всегда развиты до высоких показателей (недостаточно высокие резуль­таты по заданиям №3, 5, 6, 7)

Группа «созерцаю­щих»

Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окру­жающей действительности, чувствуют красоту, эмоционально на нее от­кликаются (хорошие результаты по заданиям №1, 3, 5, 6, 7), при этом не всегда умеют «красиво» рисовать, не знают вилы и жанры искусства и т.п. (недостаточно высокие показатели по заданиям №2, 4)

Группа «деятелей — мастеров — ремес­ленников»

Дети, которые, как правило, с удовольствием рисуют, лепят, апплицируют (но в освоенной технике, освоенные образы), экспериментируют — манипулируют с нетрадиционными материалами (достаточно высокие

Название групп

Характеристика групп

 

показатели по заданию №4), но могут не замечать красоту в окружающем мире

Группа «творящих»

Дети, стремящиеся к самовыражению впечатлений, эмоций, «нетипично» (по-своему) воспринимающие проявления красоты, стремящиеся экспериментировать в создании образа, смешивании изобразительных техник (высокие показатели по большинству заданий); при этом они могут недостаточно владеть каким-либо изобразительным инструментом, не знать жанров искусства

 

Данные группы условны, и их выделение не является основанием для переучивания ребенка. Данные проявления могут быть связаны с инди­видуальными особенностями детей и требовать построения индивидуально-дифференцированного маршрута. Анализируя распределение детей по данным группам, можно определить направления расширения их эстети­ческого опыта и подобрать более эффективные методы и приемы. Нали­чие в группе большого числа детей-«творцов» показывает необходимость бережного отношения к их мнению, использование игр, упражнений, способствующих, дальнейшему развитию креативности. Большое число детей-«мастеров» определяет необходимость последовательного исполь­зования методов активизации воображения, отхода от шаблонов, стиму­ляции творческого экспериментирования; скорее всего, на первых этапах применение таких методов будет достаточно сложно для этих детей. При доминировании детей-«созерцателей» следует обратить внимание на сти­мулирование воплощения их впечатлений в продуктивной деятельности и для начала использовать совместные формы деятельности (коллектив­ные творческие проекты), обсуждение способов создания изображения. Для детей—«рассуждающих» и «интересующихся» уместно более актив­ное использование специальных игровых упражнений, обеспечивающих развитие их эстетических способностей (эмпатии, ассоциированию, уме­ний выделять выразительность формы).

При этом наряду с разным эстетическим опытом основанием для построения индивидуального маршрута могут также являться различ­ные показатели: пол ребенка, особенности сенсорного восприятия (ки-нестетики, аудиалы, визуалы), полушарная асимметрия, склонности в выборе средств и способов создания изображения («живописцы» и «гра­фики»). Изучение последних трех оснований более глубоко может осу­ществлять специалист (психолог). Вместе с тем в ряде разработок пред­ставлены варианты игр и упражнений для построения индивидуальных маршрутов с учетом данных оснований, особенностей восприятия (ау-диалы, визуалы, кинестетики), особенностей развития (для детей с труд­ностями в психическом развитии, с нормальным развитием и хорошими способностями, с проявлением одаренности).

В целом, проектируя процесс художественно-эстетического разви­тия детей, следует учитывать следующие общие направления (и кор­ректировать их согласно ранее представленным трем линиям, полу­ченным на основе анализа диагностических результатов).

Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития

Комментарии по проектированию данного направления: возможные разделы содержания, особенности методов и приемов

Активизация проявлений эстетического отно­шения к окружающей действительности — провоцирование умений видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, предмет­ном мире, быту, природе; проявление «эстети­ческих деяний» (И.А.Лыкова)

Ориентированность работы на становление у ребенка целостной «эстетический картины ми­ра» (Р. М. Чумичева), становление эстетическо­го отношения.

«Насыщение» педагогического процесса эсте­тическим   началом:   организации   ситуаций, провоцирующих поиск прекрасного (красоты) в  окружающем;   активизация   «эстетических деяний»; обогащение опыта совместного об­суждения эстетических проявлений и катего­рий, формирование и стимулирование исполь­зования детьми эстетических оценок

Обогащение представлений об эстетических категориях; «искусствоведческих» представле­ний (о видах, жанрах искусства, средствах вы­разительности; некоторых изобразительных ма­териалах, инструментах, изобразительных тех­никах) — как основания для активизации эсте­тического интереса у детей, рассуждений по поводу красоты, побудительного мотива к соб­ственной творческой деятельности

Интеграция данного содержания с другими содержательными направлениями. При выборе и уточнении содержания представ­лений ориентировка на «зону ближайшего раз­вития» и субкультуру детей. Обогащение пред­ставлений и активизация их обобщения и при­менения в разнообразных ситуациях и создание ситуаций, в которых дети смогут восполнить (уточнить, расширить, освоить) новые пред­ставления .

Представление содержания в интересных, до­ступных и целесообразных формах: беседах, со­вместном рассматривании каталогов, творче­ских проектах и т. п.

Развитие эстетического восприятия разнооб­разных объектов

Обогащение опыта восприятия разнообразных эстетически привлекательных объектов (произ­ведений искусства, предметов, объектов приро­ды) за счет «эстетизации» среды и насыщения педагогического процесса ситуациями «любо­вания красотой».

Обогащение опыта рассматривания высокоху­дожественных произведений, разных по сти­лям, жанрам, настроению; совместного обсуж­дения увиденного и прочувствованного.

Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития

Комментарии по проектированию данного направления: возможные разделы содержания, особенности истодов и приемов

 

Уместное и тактичное комментирование худо­жественных образов, ориентировка на развитие целостного восприятия образа, «прочувствова­ние» произведения.

Использование возможностей музейной педа­гогики (экскурсий в музеи, галереи, на выставки)

Развитие изобразительной деятельности: освое­ние способов и средств создания выразитель­ного образа, опыта создания работы в различ­ных  материалах,  изобразительных техниках («творческого экспериментирования»); приоб­ретение опыта выражения внутреннего мира (впечатлений, эмоций, образов, ассоциаций), внутреннего личностного потенциала в продук­тивной форме

Активизация разнообразной продуктивной де­ятельности, прежде всего совместной со взрос­лым (проекты, творчество, дизайн помещения к празднику, костюмов к игре) и самостоятель­ной деятельности детей («продуктивные хоб­би»: вышивка, изготовление и грушек-чобиде, коллаж, коллекционирование эстетически при­влекательных объектов, заполнение полугото­вых фонов)

Соотношение обучения и творчества в процес­се освоения способов создания изображения (провоцирование поиска ребенком создания изображения при умной и тактичной подсказ­ке, которая может заключаться в проблемных вопросах, создании игровых образовательных ситуаций).

Варьирование тематики, используемых матери­алов  и   изобразительных  техник  с  целью обогащении опыта «творческого эксперименти­рования».

Активизация субъектных проявлений в процес­се деятельности.

Стимулирование проявлений своего «Я» (внут­реннего мира, ассоциаций, впечатлений, эмо­ций) н создаваемых образах за счет использо­вания интересных тем для деятельности («Я», «Радость»)

Развитие эмоционально-эстетических и твор­ческих способностей

Использование различных игр, упражнений, направленных на развитие синестезии, умений воспринимать выразительность формы, созда­вать интересные образы, а также способству­ющих развитию креативности. Интеграция с другими содержательными на­правлениями (прежде всего «близкими»: му­зыкальным, литературным, игровым) и исполь­зование «синтеза искусства», интеграции видов художествен! гой деятельности. Организация экспериментирования с материа­лами, изобразительными техниками, в процессе

Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития

Комментарии по проектированию данного направления: возможные разделы содержания, особенности методов и приемов

 

которого дети фантазируют, высказывают свои ассоциации.

Активизация творческих проявлений детей за счет создания тнорческой атмосферы, призна­ния права на собственное понимание ребенком художественного образа, проявления красоты, организации разнообразной творческой дея­тельности (творческих проектов, коллективных работ)

Создание адекватных целям и выявленным дет­ским особенностям педагогических условий: — взаимодействие с родителями по данной проблеме и их более активное привлечение к процессу художественно-эстетического разви­тия детей;

— корректировка планирования на основе «полстран вания» представленного в образова­тельной программе содержания под возмож­ности и «зону ближайшего развития» детей, выбор более эффективных методов и приемов, форм детской деятельности;

— обогащение пред метно-развиваюшей среды с целью оптимизации использования ее разви­вающих возможностей в процессе эстетическо­го развития дошкольников

Определение  более  приемлемых  и  реально необходимых форм работы с родителями (и их содержания).  Индивидуально-дифференциро­ванное взаимодействие с родителями, основан­ное на взаимоуважении, объединении усилий в целях   решения   общих   задач   и  желании оптимизировать процесс художественно-эсте­тического развития ребенка.  Использование интересных (и посильных) для современных родителей форм их участия в данном процессе (проекты: рисование по теме «Наше хобби», презентация фотографий семейных экскурсий, дизайн костюма к празднику, выполненный совместно с ребенком).

Уточнение «содержательных» единиц, осваива­емых детьми,  и  продумывание  линий  их усложнения   (при   планировании   данного процесса);    выбор    и    отслеживание    их эффективности, интересных форм, методов, средств работы с дошкольниками. Оценка и обогащение среды группы: продумы­вание   способов   оптимальной   организации уголков, сменяемости материалов, подбор не­обходимых материалов — при обязательном включении детей в данный процесс (обсужде­ние способов расположения, посильное изго­товление макетов, элементов декора)

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 632 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru