Возможно выделение групп детей, у которых наблюдается неоднозначное
соотношение между освоением изобразительной деятельности и развитием
эстетического восприятия, а также более частными проявлениями и показателями.
Это может быть необходимо в случае осуществления углубленной работы по данному
направлению (центры развития ребенка, дошкольные образовательные учреждения с
приоритетным направлением художественно-эстетического развития дошкольников).
Название групп
|
Характеристика
групп
|
Группа «рассуждающих»
|
Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в
окружающей действительности, имеют некоторые представления об искусстве
(видах, жанрах), пытаются рассуждать об эстетических проявлениях (хорошие
результаты по заданиям № 1, 2, 4), но не всегда чувствуют красоту,
эмоционально на нее откликаются (недостаточно высокие результаты по заданиям
№3, 5, 6, 7)
|
Группа «интересующихся»
|
Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в
окружающей действительности, изобразительным материалам и техникам (хорошие
результаты по заданиям №1, 4), однако представления (задание №2) и умения
чувствовать красоту, эмоционально на нес откликаться не всегда развиты до
высоких показателей (недостаточно высокие результаты по заданиям №3, 5, 6,
7)
|
Группа «созерцающих»
|
Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в
окружающей действительности, чувствуют красоту, эмоционально на нее откликаются
(хорошие результаты по заданиям №1, 3, 5, 6, 7), при этом не всегда умеют
«красиво» рисовать, не знают вилы и жанры искусства и т.п. (недостаточно
высокие показатели по заданиям №2, 4)
|
Группа «деятелей — мастеров — ремесленников»
|
Дети, которые, как правило, с удовольствием рисуют, лепят,
апплицируют (но в освоенной технике, освоенные образы), экспериментируют —
манипулируют с нетрадиционными материалами (достаточно высокие
|
Название групп
|
Характеристика групп
|
|
показатели по заданию №4), но могут не замечать красоту в
окружающем мире
|
Группа «творящих»
|
Дети, стремящиеся к самовыражению впечатлений, эмоций,
«нетипично» (по-своему) воспринимающие проявления красоты, стремящиеся
экспериментировать в создании образа, смешивании изобразительных техник
(высокие показатели по большинству заданий); при этом они могут недостаточно
владеть каким-либо изобразительным инструментом, не знать жанров искусства
|
Данные группы условны, и их выделение не является основанием
для переучивания ребенка. Данные проявления могут быть связаны с индивидуальными
особенностями детей и требовать построения индивидуально-дифференцированного
маршрута. Анализируя распределение детей по данным группам, можно определить
направления расширения их эстетического опыта и подобрать более эффективные
методы и приемы. Наличие в группе большого числа детей-«творцов» показывает
необходимость бережного отношения к их мнению, использование игр, упражнений,
способствующих, дальнейшему развитию креативности. Большое число
детей-«мастеров» определяет необходимость последовательного использования
методов активизации воображения, отхода от шаблонов, стимуляции творческого
экспериментирования; скорее всего, на первых этапах применение таких методов
будет достаточно сложно для этих детей. При доминировании детей-«созерцателей»
следует обратить внимание на стимулирование воплощения их впечатлений в
продуктивной деятельности и для начала использовать совместные формы
деятельности (коллективные творческие проекты), обсуждение способов создания
изображения. Для детей—«рассуждающих» и «интересующихся» уместно более активное
использование специальных игровых упражнений, обеспечивающих развитие их эстетических
способностей (эмпатии, ассоциированию, умений выделять выразительность формы).
При этом наряду с разным эстетическим опытом основанием для
построения индивидуального маршрута могут также являться различные показатели:
пол ребенка, особенности сенсорного восприятия (ки-нестетики, аудиалы,
визуалы), полушарная асимметрия, склонности в выборе средств и способов
создания изображения («живописцы» и «графики»). Изучение последних трех
оснований более глубоко может осуществлять специалист (психолог). Вместе с тем
в ряде разработок представлены варианты игр и упражнений для построения
индивидуальных маршрутов с учетом данных оснований, особенностей восприятия
(ау-диалы, визуалы, кинестетики), особенностей развития (для детей с трудностями
в психическом развитии, с нормальным развитием и хорошими способностями, с
проявлением одаренности).
В целом, проектируя процесс художественно-эстетического развития
детей, следует учитывать следующие общие направления (и корректировать их
согласно ранее представленным трем линиям, полученным на основе анализа
диагностических результатов).
Направления в проектировании процесса
художественно-эстетического развития
|
Комментарии по проектированию данного направления: возможные
разделы содержания, особенности методов и приемов
|
Активизация проявлений эстетического отношения к окружающей
действительности — провоцирование умений видеть и откликаться на проявление
красоты в искусстве, предметном мире, быту, природе; проявление «эстетических
деяний» (И.А.Лыкова)
|
Ориентированность работы на становление у ребенка целостной
«эстетический картины мира» (Р. М. Чумичева), становление эстетического
отношения.
«Насыщение» педагогического процесса эстетическим началом:
организации ситуаций,
провоцирующих поиск прекрасного (красоты) в
окружающем; активизация «эстетических деяний»; обогащение опыта
совместного обсуждения эстетических проявлений и категорий, формирование и
стимулирование использования детьми эстетических оценок
|
Обогащение представлений об эстетических категориях;
«искусствоведческих» представлений (о видах, жанрах искусства, средствах выразительности;
некоторых изобразительных материалах, инструментах, изобразительных техниках)
— как основания для активизации эстетического интереса у детей, рассуждений
по поводу красоты, побудительного мотива к собственной творческой
деятельности
|
Интеграция данного содержания с другими содержательными
направлениями. При выборе и уточнении содержания представлений ориентировка
на «зону ближайшего развития» и субкультуру детей. Обогащение представлений
и активизация их обобщения и применения в разнообразных ситуациях и создание
ситуаций, в которых дети смогут восполнить (уточнить, расширить, освоить)
новые представления .
Представление содержания в интересных, доступных и
целесообразных формах: беседах, совместном рассматривании каталогов, творческих
проектах и т. п.
|
Развитие эстетического восприятия разнообразных объектов
|
Обогащение опыта восприятия разнообразных эстетически
привлекательных объектов (произведений искусства, предметов, объектов природы)
за счет «эстетизации» среды и насыщения педагогического процесса ситуациями
«любования красотой».
Обогащение опыта рассматривания высокохудожественных
произведений, разных по стилям, жанрам, настроению; совместного обсуждения
увиденного и прочувствованного.
|
Направления в проектировании процесса
художественно-эстетического развития
|
Комментарии по проектированию данного направления: возможные
разделы содержания, особенности истодов и приемов
|
|
Уместное и тактичное комментирование художественных
образов, ориентировка на развитие целостного восприятия образа, «прочувствование»
произведения.
Использование возможностей музейной педагогики (экскурсий в
музеи, галереи, на выставки)
|
Развитие изобразительной деятельности: освоение способов и
средств создания выразительного образа, опыта создания работы в различных материалах,
изобразительных техниках («творческого экспериментирования»); приобретение
опыта выражения внутреннего мира (впечатлений, эмоций, образов, ассоциаций),
внутреннего личностного потенциала в продуктивной форме
|
Активизация разнообразной продуктивной деятельности, прежде
всего совместной со взрослым (проекты, творчество, дизайн помещения к
празднику, костюмов к игре) и самостоятельной деятельности детей
(«продуктивные хобби»: вышивка, изготовление и грушек-чобиде, коллаж,
коллекционирование эстетически привлекательных объектов, заполнение полуготовых
фонов)
Соотношение обучения и творчества в процессе освоения
способов создания изображения (провоцирование поиска ребенком создания
изображения при умной и тактичной подсказке, которая может заключаться в
проблемных вопросах, создании игровых образовательных ситуаций).
Варьирование тематики, используемых материалов и
изобразительных техник с
целью обогащении опыта «творческого экспериментирования».
Активизация субъектных проявлений в процессе деятельности.
Стимулирование проявлений своего «Я» (внутреннего мира,
ассоциаций, впечатлений, эмоций) н создаваемых образах за счет использования
интересных тем для деятельности («Я», «Радость»)
|
Развитие эмоционально-эстетических и творческих
способностей
|
Использование различных игр, упражнений, направленных на
развитие синестезии, умений воспринимать выразительность формы, создавать
интересные образы, а также способствующих развитию креативности. Интеграция
с другими содержательными направлениями (прежде всего «близкими»: музыкальным,
литературным, игровым) и использование «синтеза искусства», интеграции видов
художествен! гой деятельности. Организация экспериментирования с материалами,
изобразительными техниками, в процессе
|
Направления в проектировании процесса
художественно-эстетического развития
|
Комментарии по проектированию данного направления: возможные
разделы содержания, особенности методов и приемов
|
|
которого дети фантазируют, высказывают свои ассоциации.
Активизация творческих проявлений детей за счет создания
тнорческой атмосферы, признания права на собственное понимание ребенком
художественного образа, проявления красоты, организации разнообразной
творческой деятельности (творческих проектов, коллективных работ)
|
Создание адекватных целям и выявленным детским особенностям
педагогических условий: — взаимодействие с родителями по данной проблеме и их
более активное привлечение к процессу художественно-эстетического развития
детей;
— корректировка планирования на основе «полстран вания»
представленного в образовательной программе содержания под возможности и
«зону ближайшего развития» детей, выбор более эффективных методов и приемов,
форм детской деятельности;
— обогащение пред метно-развиваюшей среды с целью
оптимизации использования ее развивающих возможностей в процессе эстетического
развития дошкольников
|
Определение
более приемлемых и
реально необходимых форм работы с родителями (и их содержания). Индивидуально-дифференцированное
взаимодействие с родителями, основанное на взаимоуважении, объединении
усилий в целях решения общих
задач и желании оптимизировать процесс
художественно-эстетического развития ребенка. Использование интересных (и посильных) для
современных родителей форм их участия в данном процессе (проекты: рисование
по теме «Наше хобби», презентация фотографий семейных экскурсий, дизайн
костюма к празднику, выполненный совместно с ребенком).
Уточнение «содержательных» единиц, осваиваемых детьми, и
продумывание линий их усложнения (при
планировании данного
процесса); выбор и
отслеживание их эффективности,
интересных форм, методов, средств работы с дошкольниками. Оценка и обогащение
среды группы: продумывание
способов оптимальной организации уголков, сменяемости
материалов, подбор необходимых материалов — при обязательном включении детей
в данный процесс (обсуждение способов расположения, посильное изготовление
макетов, элементов декора)
|
|