Характеристика качества (извлечение из ФГТ).
Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое
плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо
ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.п.). Ребенок способен
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (Правила дорожного движения), в
общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Методы диагностики.
1. Наблюдение для выявления произвольности поведения.
2. Экспериментальное задание для выявления понимания
детьми нравственных норм.
3. Беседа для выявления умений соблюдать правила
поведения.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление произвольности поведения.
Процедура организации и проведения.
Произвольность поведения можно оценить, наблюдая за
ребенком в разные моменты времени, при осуществлении им различных деятельностей.
Показателями произвольности поведения выступают целеустремленность,
настойчивость, выдержка, решительность, умение управлять собственной
деятельностью, сдерживаться, подчиняться правилу. Ребенок проявляет
произвольность в поведении, если способен длительное время (7—10 минут без
отвлечений) занимать себя деятельностью, которая требует внимания и
сосредоточенности, например составлять пазлы, рассматривать иллюстрации в
книгах. Показатели для наблюдения.
1. Выполнение решений без напоминания.
2. Умение найти себе занятие и организовать свою
деятельность.
3. Умение овладевать своими эмоциями.
4. Способность тормозить свои соблазны, прихоти.
5. Умение -продолжать деятельность даже при нежелании и
отсутствии интереса к ней.
6. Умение проявить упорство при столкновении с
трудностями.
7. Проявление терпения.
Метод диагностики: экспериментальное задание.
Цель: выявление понимания детьми нравственных норм.
Процедура организации и проведения.
В индивидуальной беседе ребенку предлагается продолжить
каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их
закончи*), ответить на вопросы, после этого ребенку читают по очереди четыре
истории (в произвольном порядке).
История первая.
У девочки из
корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к
девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
После первой истории ребенку задают вопросы: «Как ты
думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось?
Почему?»
История вторая.
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя
стала с ней играть. К Кате подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже
хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?Как
поступила Катя? Почему?
История третья.
Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла
рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и
сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите
Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила
Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломит
красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда
Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются
в протоколе. Результаты позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.
Метод диагностики: беседа.
Цель: выявление умений соблюдать правила поведения.
Процедура организации и проведения.
Индивидуальная беседа с ребенком проводится по вопросам.
Беседа №1. «Безопасность в доме»
Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности
дома, на кухне, при общении с бытовыми приборами? А ты соблюдаешь эти правила?
Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней
варится суп или кипит чайник? Почему?
Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?
Где «живет» электрический ток и когда он может быть
опасным?
Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь
ли ты, где она находится у тебя дома?
Если я наберу по телефону номер «101» («102», «103», «104»),
то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?
Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь
делать? Покажи.
Беседа №2. «Безопасность на улице»
Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как
ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или кошка поцарапает, какими
будут твои действия?
Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности
на дороге?
Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр?
Почему, объясни.
Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек
и позвал тебя пойти с ним. Как ты себя будешь вести?
Умеешь ли ты плавать? Какие правила на воде Ты знаешь?
Знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи
меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.
Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар.
Помоги зверям спастись от лесного пожара.
Беседа №3. «Безопасность в детском саду»
Представь: мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку.
Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?
Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и
толкаться?
Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет
разговаривать во время еды, когда пережевывает пищу?
Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и
вилкой, когда ешь? Чего нельзя при этом делать?
У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь,
как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или
Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным
уголком. Как ты будешь это делать?
Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам
правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.
Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные
игры рядом с аквариумом?
|