Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире
предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы
взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях
затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе.
Методы диагностики.
1. Наблюдение за проявлениями любознательности.
2. Наблюдение за проявлениями активности в деятельности.
3. Наблюдение за проявлениями самостоятельности.
4. Беседа по выявлению интереса к экспериментированию.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: изучение особенностей проявления детьми любознательности,
интереса к новым объектам, предметам. Процедура организации и проведения.
Проводится наблюдение за поведением ребенка в
естественных условиях.
Параметры наблюдения.
1. Проявляет интерес к новым предметам, событиям,
явлениям, которые непосредственно не наблюдает.
2. Задает вопросы об известных ему предметах, событиях,
явлениях для получения новой, неизвестной информации.
3. Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и
использование неизвестны и/или в случаях затруднений.
4. Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников.
5. Проявляет интерес к различным областям знаний.
6. Активно участвует в организованных формах
образовательного процесса (задает вопросы, обращает внимание на ошибки
сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним
задачи и прочее).
7. Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Самостоятельно предлагает способы позитивного общения и
взаимодействия.
8. Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и
действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: изучение особенностей проявления активности детей в
деятельности (деятельность уточняется педагогом, или рассматривается активность
ребенка в разных видах деятельности, затем делается вывод).
Процедура организации и проведения.
Наблюдение проводится в естественных условиях за
свободной деятельностью детей.
Параметры наблюдения.
1. Частота обращений ребенка к деятельности:
— часто;
— редко;
— не обращается.
2. Характер обращений к данной деятельности:
— самостоятельно;
— по инициативе воспитателя или специалиста;
— по инициативе сверстников.
3. Преобладающие виды деятельности:
— игра;
— познание;
— общение;
— труд;
— продуктивная;
— художественная и т.д.
4. Использование необходимых атрибутов, материалов,
предметов, содержащихся в предметной среде:
— использует разнообразные атрибуты, материалы, предметы;
— самостоятельно;
— по инициативе взрослого;
— по инициативе сверстника;
— репродуктивно;
— творчески;
— использует однообразные атрибуты, материалы, предметы;
— редко пользуется атрибутами, материалами, предметами
для решения задач деятельности.
5. Особенности содержания задач деятельности ребенка:
— соответствуют программному содержанию (предлагаются
взрослым);
— компилирует опыт приобретенных представлений и жизненный
опыт (формулирует задачи совместно со взрослым);
— формулирует их из реально возникших проблем (в большей
степени самостоятельно) и с опорой на жизненный опыт;
— активно применяет культурные практики, самостоятельно
экспериментирует, обобщает полученный опыт (видит задачи и варианты их решения
в деятельности самостоятельно).
Метод диагностики: наблюдение.
Цели: выявление способности действовать самостоятельно (в
повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выявление
сформированности быстроты — способности выполнять двигательные действия в
минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой
многократно повторяющихся действий.
Процедура организации и проведения.
В естественных условиях за детьми проводится серия
наблюдений, направленных на изучение проявлений самостоятельности в разных
видах деятельности:
^ наблюдения в ситуациях применения детьми
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
^ наблюдения в ситуациях игровой деятельности;
^ наблюдения познавательной деятельности детей;
^ наблюдение трудовой деятельности детей;
^ наблюдение художественно-творческой деятельности детей;
^ наблюдение за детьми в свободной деятельности. Критерии
наблюдения.
1. Интерес.
2. Активность.
3. Инициативность.
4. Ответственность.
5. Автономность.
6. Творчество.
7. Целеполагание.
8. Познавательный компонент.
Метод диагностики: беседа.
Цель: изучение особенностей проявления детьми интереса к
экспериментированию.
Процедура организации и проведения.
Беседа проводится индивидуально.
Вопросы беседы:
— Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
— С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать
в уголке?
— Тебе нравится проводить опыты? Почему?
— Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.
— Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
— С кем ты любишь вместе исследовать?
— Что бы
ты хотел добавить в уголок экспериментирования? |