Характеристика качества (извлечение из ФП).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со
взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Методы диагностики.
1. Наблюдение для выявления особенностей общения детей,
владения диалогической речью.
2. Наблюдение для выявления особенностей взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми.
3. Наблюдение для выявления особенностей владения
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление особенностей общения детей, владения
диалогической речью.
Процедура организации и проведения.
Организуется наблюдение за свободным общением детей в
разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями. В
процессе наблюдения фиксируются: инициативность ребенка в общении, его
активность в разговоре со сверстниками и со взрослыми, поводы и тематика
обращения к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями,
эмоциональный тон общения, тематика детских разговоров. Параметры наблюдения.
1. Поводы общения, собеседник.
2. Степень участия ребенка в общении:
— инициация общения;
— ответ на предложение общения;
— пассивное участие в коллективном разговоре.
3. Владение речевыми умениями:
— слушать-и правильно понимать мысль собеседника;
— формулировать в ответ свое суждение;
— правильно выражать мысль посредством языка;
— менять вслед за мыслями собеседника тему речевого
взаимодействия;
— поддерживать определенный эмоциональный тон;
— следить за правильностью языковой формы;
— слушать свою речь и контролировать ее нормативность;
— вносить изменения при необходимости.
4. Владение умениями речевого этикета:
— умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми
людьми;
— поддерживать и завершать общение: слышать и слушать,
переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к
предмету разговора, приводить примеры, возражать, оценивать;
— умение обращения к собеседнику: знакомство,
приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие
и отказ, жалоба, сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание и
др.
5. Владение невербальными средствами общения: уместное использование
мимики, жестов.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Процедура организации и проведения.
Организуется наблюдение за взаимоотношениями детей в
разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями.
Параметры наблюдения.
1. Отношение к детскому саду:
— положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском
саду;
— охотное участие в общих делах, в разных видах
совместной деятельности детей.
2. Отношения со сверстниками и взрослыми:
— пользуется симпатией и популярностью у сверстников;
— доброжелательно относится к сверстникам;
— имеет постоянных друзей (друга);
— активно вступает в контакт;
— проявляет инициативу в общении и общей деятельности;
— принимает участие в совместных делах (играх,
художественной деятельности и т.п.);
— вступает в сотрудничество;
— способен уступить, принять и согласовать общий замысел;
— проявляет справедливость, учитывает интересы других
детей в ситуациях выбора;
— стремится к равноправию, соблюдает правила
распределения и очередности;
—- понимает эмоциональные состояния, настроение других
детей;
— проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку;
— проявляет заботу, оказывает помощь;
— может сдержать свои реакции, если этого требует
ситуация общения;
— проявляет ответственность в выполнении обещаний;
— в трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и
справедливости.
3. Коммуникация:
— в общении понятен другим;
— вступает в общение и поддерживает диалог;
— словесно выражает желания и чувства;
— участвует в групповых обсуждениях;
— умеет выслушать других, действовать согласованно;
— соблюдает формы культурного общения со сверстниками;
— рассказывает о себе и своих друзьях.
4. Нравственные представления:
— на конкретных примерах может раскрыть содержание понятий
(дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т. п.);
— обнаруживает знание норм и правил общения и отношений;
— может оценить поступки с позиции правил и нравственных
представлений;
— стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому
поведению;
— правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных
состояний.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений ребенка со
сверстниками в совместной деятельности. Процедура организации и проведения.
Наблюдение проводится за свободной деятельностью детей в
естественных условиях.
Параметры наблюдения.
1. Умение устанавливать контакт со сверстником: проявляет
дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего
содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь,
улыбка, одобрительные жесты).
2. Умение ориентироваться на партнера с целью
согласования позиций в общей деятельности:
— признает равенство прав участников;
— учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего
решения задачи;
— замечает эмоциональное состояние партнера, предлагает
помощь.
3. Умение вести диалог:
— представляет свое мнение в культурной, не подавляющей
партнера форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи
слов, оскорбляющих другого, командного тона и т. п.);
— умеет понятно для сверстника высказать свое мнение,
повторить, если он не понял;
— проявляет готовность выслушать партнера для
согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнера;
— использует реплики поддерживающего характера.
4. Поведение в конфликтных ситуациях:
— стремится к нахождению справедливого общего решения для
предотвращения конфликтных ситуаций;
— пытается контролировать собственные эмоции и негативные
реакции;
— договаривается с партнером, с целью устранения
конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.
5. Результат взаимодействия:
— проявляет положительное отношение к результату и общению
в совместной деятельности;
—
выражает готовность продолжить общение. |