Характеристика качества (извлечение из ФГТ).
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и
способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный
замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Методы диагностики.
1. Беседа для выявления интересов ребенка.
2. Экспериментальная ситуация для выявления предпочтения
ребенка в выборе вида деятельности.
3. Беседа для выявления представлений о творчестве и
отношений к творчеству.
4. Праксиметрия — анализ продуктов детской деятельности
для выявления особенностей способов действий и продуктов детского творчества.
5. Наблюдение для выявления способности решать
разнообразные задачи деятельности.
Метод диагностики: беседа.
Цель: выявление интересов ребенка.
Процедура организации и проведения.
Для проведения данной методики необходим игрушечный микрофон.
«Корреспондент» должен вжиться в роль и сохранять заданные условия игровой
ситуации. В ходе интервью могут возникнуть спонтанные вопросы, несколько
изменив ход беседы.
Вначале проведения методики ребенку задают вопрос: «Кем
бы ты хотел быть, когда вырастишь?» Далее дается инструкция; «Представь, что ты
стал известным человеком (указывается та профессия, которую назвал ребенок). И
вот пришел корреспондент брать у тебя интервью, чтобы написать статью о твоем
детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай по-честному».
Вопросы беседы.
Уважаемый(-ая) (ребенка называют по имени и отчеству),
что вы любили больше всего делать в детстве? Чем любили заниматься?
Расскажите, пожалуйста, какие у вас были любимые игры,
игрушки?
С кем вы играли в детском саду? А кто составлял вам
компанию в играх дома?
А за цветами и домашними животными вы ухаживали в
детстве? Что вы с ними делали?
Что вы любили в детстве смотреть по телевизору?
Вы любили слушать сказки, истории, отгадывать загадки?
Какая у вас любимая книжка?
Если бы с вами захотел познакомиться какой-то новый
человек, что бы вы ему рассказали о себе — какой вы?
А в завершение нашего интервью скажите, пожалуйста,
хотите ли вы быть на кого-нибудь похожим? На кого?
Метод диагностики: экспериментальная ситуация.
Цель: выявление предпочтения ребенка в выборе вида
деятельности.
Процедура организации и проведения.
Перед ребенком раскладывают пять листов с сериями
тематических картинок: «изобразительная деятельность», «музыкальная деятельность»,
«экспериментирование», «литературная деятельность», «игровая деятельность» и
дают инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и выбери, пожалуйста, то
занятие, которым тебе хотелось бы больше всего заниматься». После того как
ребенок сделал выбор, экспериментатор откладывает выбранную картинку и
повторяет ту же инструкцию относительно оставшихся картинок.
Для того чтобы выявить, является ли предпочтение
определенного вида деятельности устойчивым, рекомендуется использовать данный
метод не менее трех раз в течение недели.
Таким образом можно проранжировать предпочитаемые
ребенком виды деятельности (от наиболее предпочитаемого к менее предпочитаемому).
Метод диагностики: беседа.
Цель: выявление представлений о творчестве и отношений к
творчеству.
Процедура организации и проведения.
В ходе индивидуальной беседы выявляется отношение к
творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представления ребенка о творчестве (вопросы 1,
2, 4).
Вопросы беседы.
1. Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество — что
это такое?
2. Кто может сочинять, придумывать, фантазировать?
3. Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал?
Что?
4. Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
5. Хотел бы ты придумывать, сочинять?
Метод диагностики: праксиметрия.
Цель: выявление особенностей способов действий и
продуктов детского творчества.
Процедура организации и проведения.
Для реализации этого метода необходимо выбрать один из
видов детской деятельности, например изобразительную деятельность (рисование),
так как данный вид деятельности является наиболее интересным и доступным для
детей данного возраста. Детям дают инструкцию: «Нарисуй фантазию. Что-нибудь
необычное и яркое».
После рисования ребенку предлагают рассказать о том, что
и почему именно это он нарисовал. При анализе рисунков учитывались комментарии
детей, их интерпретация собственного рисунка, а также интерпретация рисуночных
проективных тестов.
Анализ способов действия и анализ продуктов детского
творчества производится по следующим критериям.
1. Отношение.
2. Самостоятельность.
3. Оригинальность.
4. Выбор оптимальных средств выразительности для
отражения замысла.
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление способности решать разнообразные задачи
деятельности.
Процедура организации и проведения
Детей необходимо наблюдать в свободной и организованной
деятельности в течение недели. Критерии наблюдения.
1. Активность (интенсивность действий во время различных
видов деятельности).
2. Самостоятельность (выполнение действий, решение
каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или
сверстников).
3. Инициативность (внутреннее побуждение к новым формам
деятельности, руководящая роль в каком-либо действии).
4. Нестандартность, оригинальность (поведение, идеи,
действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы).
5. Упорство в достижении результата (настойчивость в
решении задач различного рода).
6. Любознательность (активность, направленная на познание
окружающего мира; вопросы «Почему?», «Что это?» и т.д.).
7. Сензитивность к новым стимулам, высокая
избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их
свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам).
8. Качество продуктов деятельности (показатели по
содержанию и форме продуктов деятельности).
|