Авторы экологического программного модуля — опытные педагоги в
области природоведческого обучения дошкольников — Ж. Л. Новикова и В. Н.
Сахарова.
Модуль «В мире природы» представляет собой программно-методическое
пособие по экологическому развитию детей-россиян в возрасте от трех до
семи лет (независимо от их национальной принадлежности, типа
темперамента и особенностей характера, а также места проживания и
домашних условий).
Аббревиатура «РОСИНКА» раскрывает следующие качества ребенка, которые формируются у него:
Разумный — природа развивает и подсказывает разумные решения многих вопросов;
Ответственный — дошкольнику становится понятным лозунг «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
Самостоятельный — ребенок может самостоятельно вырастить цветок, дерево;
Инициативный — он постоянно в поиске ответов на многие вопросы;
Наблюдательный — ему интересно наблюдать изменения, происходящие в природе;
Коммуникативный — дети учатся общению со всеми обитателями дома «Природа»;
Активный — дети с удовольствием принимают участие в создании условий для жизни обитателей уголка природы.
Своеобразие модуля «В мире природы» заключается в том, что его
воспитательно-образовательная система раскрывает все виды работы с
детьми по экологической деятельности:
§ наблюдения в природе;
§ опыты (и демонстрации опытов педагогами) с природными объектами;
§ фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
§ организацию дежурств и трудовых поручений (посильных дошкольникам), выполняемых как в помещениях, так и в природе. Программа «В мире природы» предусматривает активное применение
современных средств обучения и информационной педагогической технологии.
В программе учтено, что актуальные проблемы развития современного
общества и осознание экологической ответственности требуют в первую
очередь обеспечить экологическое образование подрастающего поколения.
Учитывается при этом, что экология — молодая наука, которая становится в
нашей стране одной из фундаментальных основ формирования личности,
способности глобального ви́дения и понимания единства человека и
природы. В связи с этим очень важно уже с раннего возраста детей
формировать у них понимание того, что человек является жителем не только
своей квартиры, но и общего для всего человечества дома — планеты
Земля.
В пособии «В мире природы» раскрываются методы воспитания,
затрагивающие эмоции детей и вызывающие радостные переживания при
общении с природными объектами, их особенностями.
В разделе «Воспитательно-образовательные задачи по программе «РОСИНКА
— В мире природы» методика решения этих задач показана по темам о живой
и неживой природе.
В темах о живой природе малыши изучают жизнь живых организмов —
растений, грибов, животных. В темах о неживой природе даются
экологические сведения о небесных телах (звездах, планетах), о воздухе,
воде, почве и т. д. Информация на занятиях подается с экологических
позиций, с учетом мониторинга природных объектов под влиянием факторов,
положительно влияющих на природу или вредящих ей (например, загрязняющей
природу человеческой деятельностью).
В разделе «Формирование у дошкольников положительного отношения к
природе» охарактеризованы такие виды экологического воспитания детей,
как познавательное (формирование представлений о мире природы в целом);
перцептивно-эмоциональное (формирование положительного отношения к
окружающей природе, ее объектам); практическое (формирование склонностей
у дошкольников к проявлению у них позитивных взаимосвязей и
взаимодействий с природой). В разделе «Формирование практических умений и навыков взаимодействия
дошкольников с природой» раскрываются принципы организации этой
экологической деятельности детей.
Разделы «Особенности развития дошкольников, влияющие на качество и
степень взаимодействия детей с природой» и «Источники мотиваций
дошкольников к природоведческой деятельности» посвящены комплексному
подходу к экологическому воспитанию, в ходе которого развитие детей
проходит на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном
уровнях через знакомство с природой, с учетом особенностей мотивационной
направленности дошкольников при организации занятий.
Ценным включением в пособие по экологическому воспитанию детей
является раздел «Методы контроля, определяющие отношение дошкольников к
природе», в котором детально объясняется, как педагоги могут определять
степень развития предпосылок у малышей для формирования
субъективно-этического отношения к природе; как определить развитие у
детей познавательного интереса и мотивационной направленности к
природоведческой деятельности.
Информационный материал пособия поясняет на практических примерах,
что на реализацию формирования экологического сознания дошкольников
влияют также определенные условия и факторы. К условиям авторы относят:
§ методику обучения и воспитания детей;
§ семью ребенка, ее отношение к природе и к семейным традициям;
§ отношение к природе у сверстников, значимых для ребенка.
К факторам относят:
§ время проживания (длительность) в данной местности;
§ место (географическое) проживания;
§ непосредственное природное окружение ребенка (например, природный участок детского сада).
Авторы приводят в пособии рекомендации и советы для проведения
занятий с детьми по их возрастным категориям (3—4 года, 4—5 лет, 5—6 лет
и 6—7 лет), раскрывая кратко содержание каждого блока занятий (с
перечислением тем и подтем) и ход работы с детьми по экологической
тематике. В содержании тем предусмотрены такие важные критерии обучения, как
актуализация, доступность и наглядность изучаемого материала, развитие
биологических и экологических понятий, межпредметные связи (с
природоведением, ОБЖ, трудовым и эстетическим обучением) и пропедевтика
знаний (особенно в старшей и подготовительной группах), что поможет в
дальнейшем обучении детей в начальной школе — лучше усваивать
природоведческий материал, сведения о живой и неживой природе, о
бережном отношении к ней.
В блоках занятий приведены практические задания для детей (посильные
для их возраста), характеристика природных объектов, наблюдений в
природе, рекомендации по уходу за домашними животными и комнатными
растениями, по изготовлению детьми (вместе со взрослыми) кормушек для
птиц, по выполнению аппликаций, рисунков, макетов, а также по проведению
экскурсий в природу, разучиванию песен и стихов о природе. Почти в
каждой учебной теме указаны названия книг, чтение отрывков из которых
оживляет занятия.
В «Приложении» приведены некоторые разработки занятий по темам
экологической программы и примерные конспекты дидактических игр, а также
сценарии праздников и досугов с дошкольниками, что отчасти
перекликается с пособием «В мире прекрасного» из модуля «РОСИНКА».
«Красной нитью» через все содержание пособия «В мире природы»
проходит природоохранная тема — одна из главных основ экологического
воспитания. |