Модуль «Расту здоровым» — это программно-методическое пособие по
физическому воспитанию детей трех — семи лет, в котором представлены
современные идеи педагогики, оберегающей здоровье детей. Автор модуля В.
Н. Зимонина рассматривает проблему физического воспитания как проблему
комплексного подхода к развитию ребенка.
Задача укрепления здоровья детей предполагает, с одной стороны,
сформировать у детей понимание ценности здорового образа жизни, а с
другой — воспитать навыки физической культуры. В соответствии с этим
содержание программы для каждой возрастной группы делится на два больших
блока — «Здоровье» и «Азбука движений».
В блок «Здоровье» входят разделы «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания».
Раздел «Я узнаю себя» имеет несколько направлений: «Знакомство с
собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся
понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными». Задача педагогов
состоит не только в том, чтобы дать знания по конкретным темам, но и в
том, чтобы воспитать у детей желание быть здоровыми, а у старших —
потребность в здоровом образе жизни. В помощь педагогам предлагаются
конспекты практических занятий, психологические этюды, описания
примерных педагогических ситуаций и другой необходимый материал.
Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» ставит задачи, направленные на
активизацию защитных сил организма и повышение его устойчивости к
воздействию факторов внешней среды. Предлагаются разные варианты
использования природных явлений (солнца, воздуха и воды) для укрепления
здоровья. Кроме того, в разделе приведена комплексная система
закаливания для детей разного возраста. Особое внимание уделяется работе
с детьми, пришедшими после болезни. Даны примерные схемы проведения
закаливающих процедур. Раздел «Школа моего питания» рассматривает вопросы правильного
питания детей. Раздел содержит полезную информацию о причинах плохого
аппетита у детей, о мерах по улучшению аппетита, о воспитании
культурно-гигиенических навыков. В разделе представлены многие
методические приемы, помогающие воспитать у детей привычку есть
разнообразную пищу. Эти приемы разработаны с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Даются также
рекомендации, как работать с вновь пришедшими или с ослабленными детьми.
Отличительная особенность этого раздела — его воспитательная и
методическая направленность. Вопросы режима питания, калорийности и
подобные им в разделе не рассматриваются, поскольку они подробно
освещены в педагогической литературе.
Блок «Азбука движений» содержит методику освоения детьми разных
возрастов основных движений (прыжки, бег, лазанье, метание и др.).
Программный материал блока ставит следующие задачи:
§ формирование у детей двигательных навыков и умений;
§ развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости);
§ формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, силы воли);
§ проведение работы по профилактике нарушений и коррекции организма.
Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные на
формирование и закрепление различных движений. В старшей и
подготовительной группах предусмотрены занятия по элементарной
спортивной подготовке детей.
Цель этих занятий — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к
спорту, предоставить возможность испытать себя в любых спортивных
играх. В качестве дополнительной услуги с детьми старшего дошкольного
возраста проводятся занятия по ритмической и художественной гимнастике.
Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные
занятия. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не
подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально
заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность
помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые
активно используются на занятиях с малышами. Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан
двигательно-оздоровительный режим, который представляет собой систему
развития движений детей в течение одного дня и недели. Предлагаются
такие новые формы работы по развитию движений и оздоровлению детей, как
«Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». В разделе приведен
практический методический материал по проведению данных форм работы. |