Авторами данного программного модуля являются ведущие специалисты в
области художественно-эстетического воспитания Л. В. Куцакова и С. И.
Мерзлякова (Бекина).
Модуль «В мире прекрасного» представляет собой
программно-методическое пособие по художественно-эстетическому
воспитанию детей дошкольного возраста от трех до семи лет, реализующее
современные популярные идеи комплексного воздействия на ребенка
различных видов искусства и художественной деятельности. Своеобразие
этого модуля состоит в том, что он содержит систему художественного
воспитания, основанную на синтезе искусств и художественных видов
деятельности.
В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности:
§ музыка и музыкальная деятельность;
§ театр и театрализованная деятельность;
§ литература и художественно-речевая деятельность;
§ живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность.
Особое внимание уделяется комплексным занятиям, в ходе которых дети
одновременно осваивают сразу несколько видов художественной
деятельности. Так, например, в начале программы дается конспект
комплексного занятия «РОСИНКА» для детей старшей группы. В конспекте
предлагаются загадки, стихи, музыкальные произведения, так или иначе
связанные с таким природным явлением, как роса. Дети слушают стихи
Есенина, музыку Майкапара, танцуют под музыку Грига. Педагог
изобразительного искусства показывает фотоиллюстрации и репродукции
картин, изображающих утреннюю росу. Детям предлагается нарисовать
утреннюю поляну для Дюймовочки, которая, как известно, умывалась росой и
пила ее и т. п. Целевые ориентиры программы задаются блоками по разным видам
искусства. Каждый из блоков содержит задачи воспитания для определенного
периода дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и
подготовительная группы). Так, блок «Изобразительное искусство и
художественная деятельность» имеет четыре раздела: 1) «Эстетическое
восприятие природного мира»; 2) «Эстетическое восприятие социального
мира»; 3) «Художественное восприятие произведений искусства»; 4)
«Художественно-изобразительная деятельность». При этом задачи ставятся
предельно широко. Например, раздел «Эстетическое восприятие социального
мира» призван воспитывать бережное отношение к окружающим предметам,
уважительное отношение к тем, кто трудится, любовь к родному городу,
интерес к социальной действительности. Материалы раздела помогают
понимать свойства и строение предметов, знакомить с разными профессиями
(дизайнера, инженера, модельера), понимать и различать социальные эмоции
и т. д. Раздел «Художественное восприятие произведений искусства»
охватывает не только все жанры изобразительного искусства (живопись,
графику, пейзаж, натюрморт, портрет и т. д.), но и декоративный костюм,
монументальную скульптуру, скульптуру малых форм, архитектуру и т. д.
Предлагается знакомить детей с архитектурными стилями (готика, барокко,
классицизм, модерн), разными деталями конструкций (арка, колонна, эркер)
и др.
Основные задачи по знакомству детей с театральной деятельностью для
каждой возрастной группы имеют два направления: театральная азбука и
театрально-игровая деятельность. Первое направление — это знакомство со
средствами театральной выразительности, разными театральными жанрами,
правилами поведения в театре. Второе направление — это знакомство с
разными формами совместной деятельности детей и взрослых и формами
самостоятельной детской деятельности: игры-драматизации, кукольный
театр, игры-спектакли, изготовление атрибутов для спектаклей.
Аналогичным образом структурируются задачи по музыке и музыкальной
деятельности. Так, раздел «Музыкальная азбука» дает общие представления о
музыкальных инструментах, о свойствах музыкальных звуков, об их
выразительной способности. Кроме этого, формулируются отдельные задачи,
связанные с восприятием музыки, пением, движением под музыку,
музицированием, если детей учат играть на простых инструментах.
Собственное музыкальное творчество детей подразделяется на песенное,
танцевальное и игровое. Задачи по каждому из этих разделов определяются
для каждой возрастной группы отдельно. Помимо поставленных задач, программный модуль содержит развернутую
педагогическую технологию. По каждому виду искусства и художественной
деятельности авторы предлагают подробное описание форм организации
занятий, среди которых есть и фронтальные, и групповые, и
индивидуальные. Предлагаются также варианты перспективного планирования и
конспекты занятий по всем видам художественной деятельности. Программа
содержит также диагностические задания по развитию разных видов
художественной деятельности, сценарии развлечений, праздников,
музыкальных игр, а также приложения с вопросами и анкетами, адресованные
воспитателю для самоанализа своей деятельности. |