Планирование является важной частью организации
педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для успешной
реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов,
распределения их функций и обязанностей. Планирование позволяет осуществлять
индивидуальный подход к воспитанию ребенка, дозировать информационную и
физическую нагрузку на детей. С помощью планирования педагог определяет свои
педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие
занятия следует провести; продумывает, как организовать развивающую среду,
какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Анализ выполнения намеченного
плана работы позволяет выявить причины неудач, определить условия,
обеспечивающие успех в работе.
Планы должны быть оформлены в письменном виде. Это
помогает координировать совместные усилия педагогов и родителей, воспитателю
структурировать программу своей деятельности.
Поскольку с помощью планирования выстраивается
стратегия работы детского учреждения, оно должно быть долгосрочным и краткосрочным. В рамках долгосрочного планирования коллектив
педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на
предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского
учреждения.
Долгосрочное планирование дает возможность наметить
основные мероприятия на текущий и последующие годы. В рамках долгосрочного
планирования обсуждается, как подготовиться к приему детей
в начале года, как привлечь к совместной работе
родителей и другие учреждения (например, педагогический колледж, поликлинику,
медико-консультационный центр, спортивный комплекс, центр детского творчества,
театр и др.). Долгосрочное планирование позволяет также наметить основные
этапы работы в соответствии с меняющимися возрастными возможностями и
потребностями детей. По мере взросления детей меняются игры и занятия,
направленные на их развитие, что требует соответствующей подготовки.
Краткосрочное планирование производится еженедельно и
ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.
При планировании занятий педагоги должны определить
тему и методы работы с детьми. В одних случаях это будет практическая деятельность
малышей (например, игры с песком и водой), в других — работа с наглядными
пособиями (рассматривание иллюстраций). Следует избегать перегрузки детей
информацией, она не должна быть слишком обширной и абстрактной. При
планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными
занятиями, организованным и свободным временем детей.
В рамках краткосрочного планирования обсуждаются
интересы и потребности каждого малыша, отмечают его успехи, определяются цели
работы с конкретным ребенком и со всей группой. Планирование должно строиться
с учетом результатов наблюдений воспитателей. На основе данных наблюдений
педагоги могут наметить несколько целей обучения для каждого ребенка. Например,
для одного малыша это может быть обучение навыкам договариваться со
сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого —
приобщение к изобразительной деятельности и использование в игре
предметов-заместителей. Планируя работу, воспитатель должен обдумать, какие
организовать игры, беседы и занятия, решить, какие изменения следует произвести
в группе, в расстановке игрушек и т. п. В ежедневный план занятий должны быть
включены индивидуальные занятия (как минимум для двух детей). Таким образом, не
менее десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в
неделю.
Планируя работу, члены коллектива должны распределить
между собой обязанности на предстоящую неделю и текущий день, например,
распределить занятия по подгруппам, договориться, кто подготовит инсценировку
сказки с кукольными персонажами, а кто организует игры с песком и водой; кто
позвонит родителям ребенка, а кто проведет родительское собрание. В плане
нужно учитывать дни рождения детей, праздники, совместные мероприятия с
родителями.
|