Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:26

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Организация общения детей со сверстниками

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается обще­ние ребенка со сверстниками. Обычно общение со сверстниками не рассматривается как важная линия развития в раннем возрасте. Не­которые родители и педагоги считают, что поскольку между малень­кими детьми часто возникают конфликты, то сверстник является не­желательным партнером для ребенка. Действительно, первые контакты малышей кратковременны и часто осложняются тем, что они не уме­ют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринима­ют сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимо­действия детей, особенно в группе, где находится много малышей, может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных малышей стойкое нежелание общаться с ро­весниками.

Однако исследования психологов показали, что правильно орга­низованное общение со сверстниками имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. Оно обогащает жизнь ма­леньких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала. В общении со сверстниками ребенок учится со­гласовывать собственные действия с действиями равных себе партне­ров, отстаивать свои права и интересы. Поэтому воспитатель должен стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Опыт показывает, что в группах даже самых малень­ких детей, где педагог уделяет специальное внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

Воспитатель должен знать, что взаимодействие малышей друг с другом имеет свою специфику и существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых. Контакты детей раню» возраста в основном представляют собой попытки привлечь ребенка к эмоциональным играм. Они изначально строятся не на ос нот предметного взаимодействия, а на подражании и «заражении» друг друга эмоционально окрашенными действиями. Малыши прыгают, кривляются, громко кричат, смеются, передразнивают друг друга. Такое взаимодействие вызывает безудержную радость у ребенка, дает ему ощущение своего сходства с другим, равным партнером. В этих, ка­залось бы, бессодержательных контактах заложено начало будущих бо­лее глубоких и содержательных форм общения. Поэтому прерывать или запрещать такое взаимодействие нельзя. Но воспитатель может придать ему культурную, организованную форму Оптимальным сред­ством для этого являются игры, в которых дети действуют одновре­менно и одинаково. Это могут быть игры-потешки с несколькими де­тьми, хороводы, совместные подвижные игры.

Постепенно контакты между детьми усложняются, становятся бо­лее содержательными. Дети начинают обмениваться игрушками, в их взаимодействии появляются согласованные совместные действия, ма­лыши становятся более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. Поэтому становится возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия — в совместные игры с пред­метами, игры с правилами, сюжетные игры, совместные занятия ри­сованием, лепкой, конструированием и пр.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задан: привлечение вни­мания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; сти­мулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организацию предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует ис­пользовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организо­ванные игры.

Воспитатель должен стараться организовывать общение между де­тьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположе­ние их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Следует предложить малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обратить их внимание на то, как они кра­сиво одеты, как умеют снимать курточку, сапожки и пр. Детям по­старше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть де­ти, воспитатель должен привлечь их внимание к вновь пришедшему малышу, предложить им поздороваться, а перед уходом домой сказать «до свидания», помахать ручкой. Укладывая детей спать, нужно по­буждать их желать друг другу спокойного сна; во время режимных мо­ментов обращать внимание малышей на то, как каждый из них хоро­шо кушает, умывается, одевается.

Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо использо­вать различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упо­миная в них имя каждого малыша и побуждая повторять его.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для воз­никновения чувства общности со сверстниками необходимо обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, они умеют так же говорить, бегать, играть.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный про­смотр детских работ (рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр.), когда взрослый собирает вокруг себя малышей, хва­лит каждого из них, побуждает их хвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способст­вуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднования детских дней рождений, совме­стное изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между деть­ми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоцио­нальному состоянию друг друга. Следует побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против во­ли, отрывать от занятий.

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспита­телем в течение всего дня, помогает детям лучше узнать друг друга, спо­собствует установлению доброжелательных отношений между ними.

Сближению детей может служить организованное воспитателем сов­местное наблюдение за различными событиями и явлениями, естест­венно возникающими в течение дня. Это может быть разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем. как умывается кошка на до­рожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель может предложить не­скольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, за­дать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют го­ворить, следует предложить им рассказать сверстнику об увиденном.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от их нацио­нальности, особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных народов и рассматривание иллюстраций к ним. Хорошо, если в группе имеются куклы — представители разных куль­тур (с разным внешним обликом, одеждой). Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует воспитывать тактичное отношение по отношению к детям с недостат­ками развития, поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.

Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Ча­ще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку

владельцу или отнимают ее у обоих детей, если дело доходит до дра­ки — растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздей­ствия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не ис­черпывают конфликт. Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитив­ные формы взаимодействия или переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предло­жить ему такой же предмет; организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; помочь детям установить очередность в игре с этой игрушкой. Нельзя допускать того, чтобы старший и более силь­ный ребенок обижал слабого. Необходимо объяснять детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, выразить свои желания словами, договориться. При этом нужно избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай Кате куклу», «Играй­те вместе»), унижающих малыша. Следует учить детей понимать состо­яние другого ребенка и договариваться. Например: «Я думаю. Катя рас­строена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть? Давайте играть по очереди». Запреты можно использовать лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта.

Специальные игры и занятия, способствующие развитию общения детей со сверстниками, должны составлять неотъемлемую часть жиз­ни группы, стать привычными и желанными для малышей. Такие иг­ры можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей.

Необходимым условием успешной организации совместных игр яв­ляется эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель должен не только демонстрировать нужные действия, но и быть эмоциональным центром игры, объединять детей вокруг себя, заражать их интересом к игре.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они про­водятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка долж­но быть добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему поиграть вместе с другими детьми. Если ребе­нок боится или стесняется, нужно дать ему возможность просто по­наблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам за­хочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, следует предложить ему за­няться тем, что ему наиболее интересно в данный момент.

Необходимым условием организации как совместных, так и ин­дивидуальных игр является максимально доброжелательное отноше­ние взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их дейст­вий. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. Необходимо хвалить детей за выполненное действие.

Нужно как можно чаше ласково обращаться к малышам, делая ак­цент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует при­влечению внимания детей друг к другу.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений можно использовать разнообразные игры.

Так, игры-потешки способствуют установлению эмоционально-по­ложительного отношения к сверстнику. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками. Игры-потешки основаны на непосредственном взаимодействии двух детей без использования предметов. В центре их находится взрослый, ко­торый предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или воспроизводя их синхрон­но. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и одновременно является ее участ­ником.

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Совме­стное переживание радости оказывает положительное влияние на фор­мирование взаимоотношений между детьми, создание доброжелатель­ной атмосферы в группе.

Большей собранности и самостоятельности требуют совместные иг­ры нескольких малышей, помогающие им научиться вступать в эмоци­онально-практическое взаимодействие с группой сверстников. Такие игры можно организовывать после того, как малыши научились играть в парах. Они должны строиться на простых, доступных, хорошо зна­комых малышам движениях. Эти игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к взрослому и сверстникам. В ходе таких игр взрослый предлагает ма­лышам выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др.) и побужда­ет их подражать действиям друг друга.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на осно­ве сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт уча­стников. Одновременное многократное повторение движений объ­единяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хоро­водных играх создаются оптимальные условия для развития умения чувствовать тело партнера, согласовывать с ним свои движения. Та­кие игры удовлетворяют потребности малышей в движении, обще­нии, приобщают к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыс­лить содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры позволяют завоевать симпатии де­тей, их доверие и разумное послушание. В форму хороводов мож­но переводить мелодичные стихи и песни детских поэтов и компо­зиторов.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей благо­даря разнообразным контактам, в которые они вступают. Общаясь друг с другом в такой форме, малыши учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника. Необходимо поддерживать инициативу ребен­ка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предостав­лять детям больше свободы в организуемых играх.

Следует соблюдать баланс между эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в ко­торых дети также могут подражать друг другу. Их можно организовы­вать в любое время дня, чередовать с играми. Эти игры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожида­нии обеда или полдника. Они нравятся детям и очень хорошо успо­каивают их. В некоторых играх малыши не контактируют друг с дру­гом непосредственно, а лишь повторяют движения за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае эти игры привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают атмосферу близости между малышами.

Для более старших детей можно организовывать игры с правила­ми, в которых у малышей развивается умение управлять своим пове­дением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, кото­рые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с дей­ствиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов — активных дви­жений и их торможение, что требует от детей определенных усилий.

Образный характер игр способствует развитию воображения, а совме­стная деятельность — сближению и объединению детей.

В перечисленных играх дети приобретают опыт выполнения сов­местных, одинаковых для всех действий. Но для развития общения недостаточно простого подражания друг другу. Необходимо учить де­тей взаимодействию, которое предполагает не только повторение дви­жений и слов взрослого, но и собственные обращения к сверстникам, а также ответные действия на инициативу партнеров. Это достигает­ся при помощи игр с участием ведущего.

Эти игры проводятся без использования предметов. До тех пор, пока малыши еще не умеют инициировать сложные игры с прави­лами и распределением ролей, взрослый является организатором и постоянным их участником, по очереди передавая детям централь­ную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чув­ствуя на себе их внимание. Многие малыши, оказавшись в этой си­туации, смущаются, а иногда даже отказываются от действий, которые привлекают их, когда они «растворены» в группе. Постепенное вклю­чение застенчивого ребенка в игры, в которых он при поддержке взрослого ненадолго оказывается в центре внимания, является на­иболее благоприятным условием преодоления внутреннего напря­жения и страха.

Хорошим средством объединения детей общими переживания­ми являются игры-драматизации, которые с одной стороны явля­ются увлекательным зрелищем для малышей, а с другой — средст­вом формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с иг­рушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малы­шам народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из по­вседневной жизни самих детей. Начинать игры-драматизации луч­ше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок. Сказка должна иметь простой сюжет и включать повторяющиеся действия и слова, чтобы дети могли легко запомнить и повторить их. Сначала сказка разыгрывается воспитателем с помощью игру­шек. При повторном показе взрослый может привлекать детей в ка­честве участников.

Особую группу игр, способствующих развитию общения между сверстниками, составляют совместные игры с использованием различ­ных предметов и игрушек. Для того чтобы избежать ссор, в совмест­ных предметных играх должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласованности действий. При этом воспитатель должен следить не только за последовательностью выполнения иг­ровых действий, но и организовывать общение детей по ходу их вы­полнения: называть малышей по имени, привлекать их внимание к действиям партнера, к его желаниям, предлагать помощь, хвалить, вместе радоваться полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстни­ке не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а парт­нера по игре.

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сна­чала с двумя малышами, позже с 3—5 детьми). Игрушки для совмест­ных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не про­воцировали повышенный интерес к ним и конфликты. Важно привлечь детей к совместной игре с тем или иным предметом и показать, что иг­рать в одиночку не так интересно. При проведении совместных пред­метных игр можно собирать и разбирать пирамидки, делать различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и пр.), выкладывать фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливать бусы для кукол и пр.

С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюжетами про­цессуальных игр, можно организовывать совместные игры с куклами и другими игрушками.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 3436 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 16
    Гостей: 16
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru