В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается
общение ребенка со сверстниками. Обычно общение со сверстниками не
рассматривается как важная линия развития в раннем возрасте. Некоторые
родители и педагоги считают, что поскольку между маленькими детьми часто возникают
конфликты, то сверстник является нежелательным партнером для ребенка.
Действительно, первые контакты малышей кратковременны и часто осложняются тем,
что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают
сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за
внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в
группе, где находится много малышей, может создавать атмосферу нервозности,
конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных малышей стойкое нежелание
общаться с ровесниками.
Однако исследования психологов показали, что правильно
организованное общение со сверстниками имеет большое значение для
социально-личностного развития ребенка. Оно обогащает жизнь маленьких детей новыми
впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия
для появления творческого, самобытного начала. В общении со сверстниками
ребенок учится согласовывать собственные действия с действиями равных себе
партнеров, отстаивать свои права и интересы. Поэтому воспитатель должен
стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать
детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Опыт показывает,
что в группах даже самых маленьких детей, где педагог уделяет специальное
внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за
игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.
Воспитатель должен знать, что взаимодействие малышей
друг с другом имеет свою специфику и существенно отличается от общения более
старших детей, а тем более взрослых. Контакты детей раню» возраста в основном
представляют собой попытки привлечь ребенка к эмоциональным играм. Они
изначально строятся не на ос нот предметного взаимодействия, а на подражании и
«заражении» друг друга эмоционально окрашенными действиями. Малыши прыгают, кривляются,
громко кричат, смеются, передразнивают друг друга. Такое взаимодействие
вызывает безудержную радость у ребенка, дает ему ощущение своего сходства с
другим, равным партнером. В этих, казалось бы, бессодержательных контактах
заложено начало будущих более глубоких и содержательных форм общения. Поэтому
прерывать или запрещать такое взаимодействие нельзя. Но воспитатель может
придать ему культурную, организованную форму Оптимальным средством для этого
являются игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это могут
быть игры-потешки с несколькими детьми, хороводы, совместные подвижные игры.
Постепенно контакты между детьми усложняются,
становятся более содержательными. Дети начинают обмениваться игрушками, в их
взаимодействии появляются согласованные совместные действия, малыши становятся
более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. Поэтому становится
возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия — в совместные
игры с предметами, игры с правилами, сюжетные игры, совместные занятия рисованием,
лепкой, конструированием и пр.
Работа воспитателя, направленная на развитие общения
детей со сверстниками, предполагает решение следующих задан: привлечение внимания
детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование
эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организацию
предметного взаимодействия между детьми.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует
использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты,
свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.
Воспитатель должен стараться организовывать общение
между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их
друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Следует предложить
малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обратить
их внимание на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку, сапожки
и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его
одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети,
воспитатель должен привлечь их внимание к вновь пришедшему малышу, предложить
им поздороваться, а перед уходом домой сказать «до свидания», помахать ручкой.
Укладывая детей спать, нужно побуждать их желать друг другу спокойного сна; во
время режимных моментов обращать внимание малышей на то, как каждый из них хорошо
кушает, умывается, одевается.
Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо
использовать различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая
в них имя каждого малыша и побуждая повторять его.
Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга,
для возникновения чувства общности со сверстниками необходимо обращать
внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки,
ручки, они умеют так же говорить, бегать, играть.
Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный
просмотр детских работ (рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и
пр.), когда взрослый собирает вокруг себя малышей, хвалит каждого из них,
побуждает их хвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми
способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о
родителях малышей, празднования детских дней рождений, совместное изготовление
несложных подарков для именинника.
Необходимым условием пробуждения и поддержания между
детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональному
состоянию друг друга. Следует побуждать детей радоваться вместе со сверстником,
проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять
их делать что-то против воли, отрывать от занятий.
Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая
воспитателем в течение всего дня, помогает детям лучше узнать друг друга, способствует
установлению доброжелательных отношений между ними.
Сближению детей может служить организованное
воспитателем совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно
возникающими в течение дня. Это может быть разглядывание рыбок в аквариуме,
наблюдение за тем. как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет
гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель
может предложить нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением,
задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить,
следует предложить им рассказать сверстнику об увиденном.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать у
малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от их национальности,
особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных
народов и рассматривание иллюстраций к ним. Хорошо, если в группе имеются куклы
— представители разных культур (с разным внешним обликом, одеждой). Если в
группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы
малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует
воспитывать тактичное отношение по отношению к детям с недостатками развития,
поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.
Между детьми раннего возраста часто возникают
конфликты. Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к
дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку
владельцу или отнимают ее у обоих детей, если дело
доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия
хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают
конфликт. Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему
эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам
разрешения конфликтов.
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между
детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные
формы взаимодействия или переключения внимания малышей на другие виды
деятельности или предметы. Воспитатель может отвлечь внимание ребенка другой
игрушкой, интересным занятием или предложить ему такой же предмет;
организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; помочь детям
установить очередность в игре с этой игрушкой. Нельзя допускать того, чтобы
старший и более сильный ребенок обижал слабого. Необходимо объяснять детям,
что нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Взрослый должен помочь
им обсудить ситуацию, выразить свои желания словами, договориться. При этом
нужно избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому
указанию («Отдай Кате куклу», «Играйте вместе»), унижающих малыша. Следует
учить детей понимать состояние другого ребенка и договариваться. Например: «Я
думаю. Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как
же теперь быть? Давайте играть по очереди». Запреты можно использовать лишь
после исчерпания других способов разрешения конфликта.
Специальные игры и занятия, способствующие развитию
общения детей со сверстниками, должны составлять неотъемлемую часть жизни
группы, стать привычными и желанными для малышей. Такие игры можно проводить в
перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры
детей.
Необходимым условием успешной организации совместных
игр является эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель должен не
только демонстрировать нужные действия, но и быть эмоциональным центром игры,
объединять детей вокруг себя, заражать их интересом к игре.
Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они
проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть
добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему
поиграть вместе с другими детьми. Если ребенок боится или стесняется, нужно
дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего
чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно
пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, следует предложить ему заняться
тем, что ему наиболее интересно в данный момент.
Необходимым условием организации как совместных, так и
индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого
к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. В этом возрасте малыши
очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность
к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может
отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на
выполнение действия, но не требовать их полного повторения. Необходимо хвалить
детей за выполненное действие.
Нужно как можно чаше ласково обращаться к малышам,
делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению
внимания детей друг к другу.
Для сближения детей, организации их совместной
деятельности, поддержки положительных взаимоотношений можно использовать
разнообразные игры.
Так, игры-потешки способствуют установлению
эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эти игры особенно важны
для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в ясли и не
имеют опыта взаимодействия со сверстниками. Игры-потешки основаны на
непосредственном взаимодействии двух детей без использования предметов. В
центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те
или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или воспроизводя их
синхронно. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы
дирижирует совместной игрой и одновременно является ее участником.
Игры, в которых дети находятся в непосредственной
близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для
контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Совместное
переживание радости оказывает положительное влияние на формирование
взаимоотношений между детьми, создание доброжелательной атмосферы в группе.
Большей собранности и самостоятельности требуют
совместные игры нескольких малышей, помогающие им научиться вступать в эмоционально-практическое
взаимодействие с группой сверстников. Такие игры можно организовывать после
того, как малыши научились играть в парах. Они должны строиться на простых,
доступных, хорошо знакомых малышам движениях. Эти игры приучают ребенка
внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться
к взрослому и сверстникам. В ходе таких игр взрослый предлагает малышам
выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть,
похлопать в ладоши, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг
друга.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные
игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания
повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность
движений и физический контакт участников. Одновременное многократное
повторение движений объединяет детей, удовлетворяя их потребность в
подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития
умения чувствовать тело партнера, согласовывать с ним свои движения. Такие
игры удовлетворяют потребности малышей в движении, общении, приобщают к
образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом
помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что в свою очередь
облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры позволяют завоевать
симпатии детей, их доверие и разумное послушание. В форму хороводов можно
переводить мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей
благодаря разнообразным контактам, в которые они вступают. Общаясь друг с
другом в такой форме, малыши учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия,
«договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру
со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых играх.
Следует соблюдать баланс между эмоционально
насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре
или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети
также могут подражать друг другу. Их можно организовывать в любое время дня,
чередовать с играми. Эти игры помогут воспитателю занять всю группу детей,
сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Они нравятся детям и очень
хорошо успокаивают их. В некоторых играх малыши не контактируют друг с другом
непосредственно, а лишь повторяют движения за взрослым, в других вступают в
контакт. Но в любом случае эти игры привлекают внимание детей друг к другу,
стимулируют подражание сверстникам, создают атмосферу близости между малышами.
Для более старших детей можно организовывать игры с
правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением,
внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с предложенной ролью,
вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также
согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого
типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов —
активных движений и их торможение, что требует от детей определенных усилий.
Образный характер игр способствует развитию
воображения, а совместная деятельность — сближению и объединению детей.
В перечисленных играх дети приобретают опыт выполнения
совместных, одинаковых для всех действий. Но для развития общения недостаточно
простого подражания друг другу. Необходимо учить детей взаимодействию, которое
предполагает не только повторение движений и слов взрослого, но и собственные
обращения к сверстникам, а также ответные действия на инициативу партнеров. Это
достигается при помощи игр с участием ведущего.
Эти игры проводятся без использования предметов. До
тех пор, пока малыши еще не умеют инициировать сложные игры с правилами и
распределением ролей, взрослый является организатором и постоянным их
участником, по очереди передавая детям центральную роль. Ведущий должен
действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. Многие малыши,
оказавшись в этой ситуации, смущаются, а иногда даже отказываются от действий,
которые привлекают их, когда они «растворены» в группе. Постепенное включение
застенчивого ребенка в игры, в которых он при поддержке взрослого ненадолго
оказывается в центре внимания, является наиболее благоприятным условием
преодоления внутреннего напряжения и страха.
Хорошим средством объединения детей общими переживаниями
являются игры-драматизации, которые с одной стороны являются увлекательным
зрелищем для малышей, а с другой — средством формирования
эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает
активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в
персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малышам
народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из повседневной жизни
самих детей. Начинать игры-драматизации лучше всего с показа хорошо известных
малышам и любимых ими сказок. Сказка должна иметь простой сюжет и включать
повторяющиеся действия и слова, чтобы дети могли легко запомнить и повторить
их. Сначала сказка разыгрывается воспитателем с помощью игрушек. При повторном
показе взрослый может привлекать детей в качестве участников.
Особую группу игр, способствующих развитию общения
между сверстниками, составляют совместные игры с использованием различных
предметов и игрушек. Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных
играх должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и
помощь им в распределении игрушек, координации и согласованности действий. При
этом воспитатель должен следить не только за последовательностью выполнения игровых
действий, но и организовывать общение детей по ходу их выполнения: называть
малышей по имени, привлекать их внимание к действиям партнера, к его желаниям,
предлагать помощь, хвалить, вместе радоваться полученному результату. Совместные
со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не
соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.
Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой
детей (сначала с двумя малышами, позже с 3—5 детьми). Игрушки для совместных
игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали повышенный
интерес к ним и конфликты. Важно привлечь детей к совместной игре с тем или
иным предметом и показать, что играть в одиночку не так интересно. При
проведении совместных предметных игр можно собирать и разбирать пирамидки,
делать различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и пр.),
выкладывать фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливать бусы
для кукол и пр.
С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюжетами
процессуальных игр, можно организовывать совместные игры с куклами и другими
игрушками.
|