В периоды бодрствования, как в групповом помещении,
так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с
самостоятельной деятельностью малышей. Педагог должен стремиться соблюдать
баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной
игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.
Во время прогулки нужно предоставлять детям
возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы малыши
не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из
опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). В то же время, если
дети не могут найти себе интересное занятие, следует предложить им поиграть,
чередуя подвижные или спокойные игры.
В периоды бодрствования воспитатель также должен
уделять особое внимание формированию у детей различных социальных навыков,
таких, как помощь взрослым, уход за своим внешним видом, поддержание порядка в
групповом помещении.
Воспитатель должен обращать внимание детей на все, что
делает сам, рассказывать, для чего он это делает. Педагог может предложить
малышам помочь ему, например, накрыть на стол (принести и разложить ложки,
салфетки и т.д.), убрать и вымыть игрушки, развесить полотенца.
Следует привлекать внимание детей и к их внешнему
виду, деликатно побуждать пользоваться носовым платком, устранять непорядок в
одежде, прическе: «Анечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его,
сделаем красивую прическу». Помогая малышу заправить рубашку, причесаться,
можно подвести его к зеркалу и вместе порадоваться, похвалить его: «Вот
молодец, теперь у тебя все в порядке». Не следует стыдить ребенка, привлекать
внимание других детей к непорядку в его внешнем виде.
После окончания игры или занятия, нужно побуждать
малышей убирать игрушки на место. Следует объяснить детям, что любую игрушку
легко найти, если она всегда находится «в своем домике». Можно предложить
малышам помыть игрушки, постирать кукольную одежду.
В ходе ежедневных процедур маленькие дети часто
капризничают, проявляют недовольство, у них возникают конфликты со взрослыми.
Ребенок может отказываться от приема пищи или какого-то ее вида, играть во
время еды, не захотеть пользоваться ложкой, чашкой и пр. Некоторые дети не
любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что
малыш отказывается ложиться в кроватку, долго не засыпает, зовет маму, плачет.
Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не
любят умываться, причесываться, чистить зубы и пр.
Обычно педагоги объясняют причины 'такого поведения
избалованностью ребенка в семье, негативными чертами его характера, желанием
привлечь к себе особое внимание взрослого.
Для того чтобы понять истинные причины отказа или
сопротивления ребенка важно представить его возможные чувства и переживания в
данной ситуации. Отказ ребенка от выполнения тех или иных режимных процедур
чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок,
неудобная поза, непривычная твердая пища, неудобная одежда и пр.) м
переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением
стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, неучетом
индивидуального темпа деятельности и др.). Например, малышу неприятно ощущение
холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос, его
раздражает неделикатное прикосновение взрослого к лицу, его резкие поспешные
движения. Ребенку бывает трудно справиться с негативными переживаниями, часто
он еще не может осознать их и выразить словами.
Нередко взрослые прибегает к принуждению (насильное
кормление, умывание, укладывание спать, одевание), угрозам («Не будешь кушать
— не пойдешь гулять»); запретам («Нельзя вставать с горшка») и наказаниям.
Такие воздействия на ребенка могут казаться эффективными с точки зрения
взрослого, однако у малыша они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду,
испуг, недоверие к воспитателю. Принуждение к режимным процедурам может
привести к негативным последствиям: вызвать у ребенка стойкое отсутствие
аппетита, запоры, энурез, появление водобоязни и пр.
Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает
другие способы проведения режимных процедур: ласковые уговоры, объяснения;
использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание
процедуры; поощрение самостоятельности ребенка; следование за темпом его
действий. Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от
воспитателя особых усилий, терпения и творческого подхода. Но они позволяют
ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия к
взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.
|