Принцип зонирования не означает, что предметная среда
остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться.
Главное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Динамичная
среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже
имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию,
исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям
физического и психического развития детей. Она, с одной стороны, обеспечивает
детям ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны,
дает возможность гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся
потребностей и возможностей малышей, постановки новых педагогических задач.
Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет
строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем
желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть на
нем с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в
лодки, корабли, острова и пр.
Воспитатель может менять элементы интерьера, привлекая
внимание малышей к новым красивым вещам. Если кто-то из родителей умеет
хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно
попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей
красками, сделать панно, изготовить оригами и пр.
Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также следует
периодически менять, своевременно выставляя новые предметы, вызывающие у детей
эмоциональный отклик, стимулирующие их двигательную, познавательную
активность, развитие игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр
должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста
сюжетов, и в то же время дополняться новыми предметами, чтобы игра детей не
превращалась в воспроизведение штампов.
Наряду с сюжетными игрушками необходимо предоставлять
детям неоформленный материал — природный, бросовый, элементы старых
конструкторов — для использования его в сюжетно-ролевых играх в качестве
предметов-заместителей. Эти предметы также следует периодически заменять, чтобы
стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку,
привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них свободы,
инициативности, творческого воображения.
|