Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 08:43

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Факторы, определяющие характер адаптации

На успешность привыкания ребенка к яслям влияют различные факторы.

В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ре­бенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими воз­можностями системы адаптационных механизмов, он лучше справля­ется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. На состояние здо­ровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболе­вания в период новорожденное™ и первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Ток­сикозы, болезни матери во время беременности могут вызвать неблагополучное созревание сложных систем организма, отвечающих за при­способление ребенка к изменяющимся условиям внешней среды. По­следующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного ре­жима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, ис­тощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с труд­ностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие — заболевание.

Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адапта­ции ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он по­ступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к матери и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Привязанность к матери — необходимое условие нормального пси­хического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное само­ощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности с первых дней жизни ребенку необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт с матерью или заменяющим ее взрослым.

Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчи­вых аффективно-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 месяцев ребенок начинает реагировать на ее уход волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1 года 6 месяцев привязанность к матери выражается наиболее ин­тенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Яр­ко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врож­денной чувствительности ребенка и должен учитываться как при его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли так рано от­давать малыша в ясли.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, при­жимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Про­исходит дальнейшая дифференциация социального мира. В нем по­являются «другие» взрослые.

Постепенно боязнь посторонних смягчается, дети начинают спо­койнее воспринимать других людей, но могут смущаться в их присутствии. Страх, беспокойство, испытываемые детьми в конце первого — начале второго года жизни, может стать предпосылкой развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи — в боязливость, становясь устой­чивой чертой характера. Часто существует невротическая привязан­ность ребенка к матери, к родным, которая во многом обусловлива­ется тревожностью близких.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев трудно адап­тируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте 8 месяцев — I года 2 месяцев, то есть в период, когда у малышей обостряется страх при разлуке с матерью и перед посторонними.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка умения общаться с окру­жающими и уровень освоения предметной деятельности.

В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональ­ным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. При практическом вза­имодействии не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребе­нок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнако­мым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно проще общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему только опытом личностно­го общения. Это означает, что у малыша, владеющего навыками си­туативно-делового общения, процесс адаптации будет протекать бла­гополучнее.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности при при­выкании к детскому учреждению, в семье имеют преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют их инициативу и са­мостоятельность. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потреб­ность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где вос­питатель не может уделять каждому ребенку столько же внимания, как в семье, эти дети чувствуют себя одиноко, неуютно. Они пред­почитают играть одни, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, общение и пред­метная деятельность оказываются разобщенными. Общение проте­кает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков практического вза­имодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной по­требности во внимании приводят к сложностям во взаимоотноше­ниях ребенка с малознакомыми взрослыми.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием пред­метной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче все­го адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разно­образно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиг­рать, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из сложившейся ситуации, не стесня­ясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собирать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необ­ходимыми для этого средствами.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом при­выкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют харак­тер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и составу игровых действий. Возникающие труд­ности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы и капризы.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями при установлении кон­тактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптацион­ного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослы­ми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятель­ности ребенка — вот основные критерии, по которым можно судить о степени готовности малыша к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Существует еще один немаловажный фактор, который может ос­ложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологиче­скими особенностями родителей, особенно матери, и стилем взаимоот­ношений в семье. Тревожно-мнительный или конфликтный характер матери, излишняя опека, попустительство или авторитарный стиль вос­питания, частые конфликты в семье могут являться причинами невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 1744 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 29
    Гостей: 29
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru