На успешность привыкания ребенка к яслям влияют
различные факторы.
В первую очередь на адаптацию влияет физическое
состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями
системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Нервно и
соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети
испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. На состояние
здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в
период новорожденное™ и первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед
поступлением в детское учреждение. Токсикозы, болезни матери во время
беременности могут вызвать неблагополучное созревание сложных систем организма,
отвечающих за приспособление ребенка к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие
заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить
психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит
к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже
справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое
состояние и как следствие — заболевание.
Другим фактором, оказывающим воздействие на характер
адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он поступает
в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью
ребенка к матери и возникающими на этой основе невротическими формами
поведения.
Привязанность к матери — необходимое условие
нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких
важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность,
любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности с
первых дней жизни ребенку необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный
контакт с матерью или заменяющим ее взрослым.
Привязанность начинает формироваться уже в первом
полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых
аффективно-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине
первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями,
особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 месяцев ребенок начинает
реагировать на ее уход волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7
месяцев до 1 года 6 месяцев привязанность к матери выражается наиболее интенсивно.
Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что
остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в
семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и
должен учитываться как при его воспитании, так и при решении вопроса о том,
стоит ли так рано отдавать малыша в ясли.
В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых
взрослых, прижимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Происходит
дальнейшая дифференциация социального мира. В нем появляются «другие»
взрослые.
Постепенно боязнь посторонних смягчается, дети
начинают спокойнее воспринимать других людей, но могут смущаться в их
присутствии. Страх, беспокойство, испытываемые детьми в конце первого — начале
второго года жизни, может стать предпосылкой развития тревоги и страха. При
неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи — в
боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Часто существует
невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, которая во многом
обусловливается тревожностью близких.
Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев
трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте 8 месяцев — I
года 2 месяцев, то есть в период, когда у малышей обостряется страх при разлуке
с матерью и перед посторонними.
Не менее важным фактором, влияющим на характер
адаптации, является степень сформированности у ребенка умения общаться с окружающими
и уровень освоения предметной деятельности.
В ходе делового общения у ребенка формируются особые
связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам
младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер,
интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет.
При практическом взаимодействии не так важна эмоциональная близость партнеров,
ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее
предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет
налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а
следовательно проще общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему только
опытом личностного общения. Это означает, что у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового
общения, процесс адаптации будет протекать благополучнее.
Установлено, что дети, которые испытывают трудности
при привыкании к детскому учреждению, в семье имеют преимущественно
эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют,
то не слишком активизируют их инициативу и самостоятельность. У таких детей
чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах.
Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях,
где воспитатель не может уделять каждому ребенку столько же внимания, как в
семье, эти дети чувствуют себя одиноко, неуютно. Они предпочитают играть одни,
не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким
образом, общение и предметная деятельность оказываются разобщенными. Общение
протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном
индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не
складывается. А отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная
игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к
сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми взрослыми.
Психологи выявили четкую закономерность между
развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего
адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и
сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро
откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые
игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из сложившейся
ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с
ним решать предметные задачи: собирать пирамидку, матрешку, элементы
конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в
контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого
средствами.
Характерной особенностью детей, которые с большим
трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в
том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций,
игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и составу
игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным,
либо вызывают слезы и капризы.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и
отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто
сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно
по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с
трудностями при установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает
сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со
взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности
ребенка — вот основные критерии, по которым можно судить о степени готовности
малыша к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.
Существует еще один немаловажный фактор, который может
осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими
особенностями родителей, особенно матери, и стилем взаимоотношений в семье.
Тревожно-мнительный или конфликтный характер матери, излишняя опека,
попустительство или авторитарный стиль воспитания, частые конфликты в семье
могут являться причинами невротизации ребенка и его трудной адаптации к
дошкольному учреждению.
|