Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 08:26

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Физическое развитие дошкольников раннего возраста

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма.

В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются про­порции его внутренних органов: растет грудная клетка, развивают­ся легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, уве­личивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляет­ся иммунная система, при сохранении высокой ранимости организ­ма ребенка по отношению к различным заболеваниям постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.

На протяжении второго-третьего года жизни в связи с интенсив­ным развитием активных движений развиваются скелет и мускулату­ра малыша. На втором году жизни ребенка заметно меняются про­порции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К трем годам появляется более или менее характерная конфигу­рация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кри­визны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гиб­костью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием ко­стной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшается их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста стано­вятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы — мальчики отличаются большей силой и объемом мышц.

К двум годам прорезаются все 20 молочных зубов. К этому возра­сту ребенок начинает контролировать акт дефекации, а иногда и мо­чеиспускания, что делает возможным привитие малышу навыков оп­рятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отли­чаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспо­собности нервных клеток коры головного мозга, особенно на вто­ром году жизни малыша, приводит к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-4,5 часов, многие дети пере­ходят на один дневной сон. К двум годам работоспособность нерв­ной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система малыша становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкор­ковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличает­ся ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совер­шенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок может сдер­жаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и це­ленаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, активно формируется вторая сигнальная система: расширя­ется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взросло­го. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к кон­цу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко свя­зывают слово с движением. Большое значение для совершенствова­ния речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: развитие движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигатель­ный анализатор.

В раннем возрасте ребенок овладевает разными видами движений. В конце первого — начале второго года жизни малыш начинает ходить. В первые месяцы второго года жизни его стремление к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений. Дви­жения малыша неуверенны, он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быст­ром темпе, поскольку таким образом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша маленькие и неравномерные. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «ко­роткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрос­лого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ре­бенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возра­сте он уже может по просьбе взрослого целенаправленно менять ри­сунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором-третьем году жизни совершенствуются основные дви­жения малыша: он начинает все лучше координировать свою двига­тельную активность. К концу второго года ребенок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокие препятствия, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под ска­мейку, веревку, перелезать через перекладину.

На третьем году жизни ребенок свободно передвигается, способен менять ритм и направление движения. К трем годам он может бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на ме­сте, влезать на стул, скамейку, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автомати­зированной, создаются условия для более сложной деятельности, пред­полагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок мо­жет, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их за тесемку, толкать перед собой игрушку на палочке, коля­ску, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ло­вить, перекатывать, догонять мяч) и т.п. Малыш может встать на но­сочки или нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка спо­собствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизнен­ный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и ак­тивной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной активности ребенка раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, су­ток, а также от его пола и индивидуальных особенностей. Летом по­требность в движениях увеличивается, что связано с изменением в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: дети наиболее активны в первой половине дня с 9 до 12 часов и во второй половине — с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем дви­гаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной дви­гательной активностью, у других она бывает выражена средне или сла­бо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с особыми условиями его жизни. Например, в семьях, где фи­зическому развитию детей уделяется особое внимание, они растут бо­лее ловкими и выносливыми, чем в семьях, где родители предпочи­тают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опа­сения травм.

На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершен­ствуются действия ребенка с предметами. Сначала эти действия да­леки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причесаться тыльной стороной расчески, надеть штанишки задом наперед, плохо вытереть руки и т. п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребен­ком этого возраста смысла совершаемых им действий, и с несовер­шенством самих движений.

На третьем году жизни действия ребенка по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыш может самосто­ятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.

Развитию двигательных способностей, таких как координация дви­жений рук и пальцев способствуют занятия ребенка с различными иг­рушками, предметами-орудиями (сачком, лопаткой, совочком), а так­же рисование, лепка и пр.

Физическое здоровье ребенка является одной из первооснов его полноценного развития. Здоровый, нормально физически развиваю­щийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознате­лен. Он много двигается, играет, участвует в делах взрослых. Физи­ческое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 1799 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 26
    Гостей: 26
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru