В раннем возрасте происходит интенсивное физическое
развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма.
В этот период увеличивается рост и вес ребенка,
меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются
легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.
Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), органов
пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную
пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма
ребенка по отношению к различным заболеваниям постепенно растет
сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.
На протяжении второго-третьего года жизни в связи с
интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура
малыша. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела:
увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы.
К трем годам появляется более или менее характерная
конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны
устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому
неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки.
Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система:
увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани,
улучшается их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся
ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы — мальчики отличаются
большей силой и объемом мышц.
К двум годам прорезаются все 20 молочных зубов. К
этому возрасту ребенок начинает контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания,
что делает возможным привитие малышу навыков опрятности.
Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста
отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности
нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша,
приводит к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети
становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-4,5 часов,
многие дети переходят на один дневной сон. К двум годам работоспособность нервной
системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.
На третьем году жизни нервная система малыша
становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых
структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга
поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной
эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной
системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция:
ребенок может сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно
и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое
поведение некоторым правилам.
На третьем году жизни начинает функционировать
долгосрочная память, активно формируется вторая сигнальная система: расширяется
словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей,
которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста
свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали
специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного
анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в
игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования
речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики:
развитие движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное
стимулирующее действие на двигательный анализатор.
В раннем возрасте ребенок овладевает разными видами
движений. В конце первого — начале второго года жизни малыш начинает ходить. В
первые месяцы второго года жизни его стремление к постоянному движению
сочетается с недостаточной координацией движений. Движения малыша неуверенны,
он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой,
ребенок двигается в быстром темпе, поскольку таким образом ему легче удержать
равновесие. Первые шаги малыша маленькие и неравномерные. Он пока еще не умеет
самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить
препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками».
Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в
ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а
потом хлопает в ладоши.
Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора
годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться,
пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже
может по просьбе взрослого целенаправленно менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка»,
«прыгать как зайчик» и т.п.
На втором-третьем году жизни совершенствуются основные
движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную
активность. К концу второго года ребенок может пройти по дорожке, нарисованной
на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокие препятствия,
подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице,
горке, подлезать под скамейку, веревку, перелезать через перекладину.
На третьем году жизни ребенок свободно передвигается,
способен менять ритм и направление движения. К трем годам он может бегать,
меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на месте, влезать
на стул, скамейку, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,
спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через ручейки, канавки и др.
По мере того, как ходьба ребенка становится все более
автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей
сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять
равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их за тесемку, толкать
перед собой игрушку на палочке, коляску, играть в разнообразные игры с мячами
(катать, подбрасывать, ловить, перекатывать, догонять мяч) и т.п. Малыш может
встать на носочки или нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку
рукой или с помощью палочки.
Грамотно организованная двигательная активность
ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных
условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и
сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и
пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении
полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные
эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных
впечатлений и активной познавательной деятельности.
Исследования показывают, что уровень двигательной
активности ребенка раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток,
а также от его пола и индивидуальных особенностей. Летом потребность в
движениях увеличивается, что связано с изменением в обмене веществ. Меняется
потребность в движении и на протяжении суток: дети наиболее активны в первой
половине дня с 9 до 12 часов и во второй половине — с 17 до 19 часов. Мальчики
в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной
активностью, у других она бывает выражена средне или слабо. Это может быть
связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с особыми условиями его
жизни. Например, в семьях, где физическому развитию детей уделяется особое
внимание, они растут более ловкими и выносливыми, чем в семьях, где родители
предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время
прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм.
На протяжении всего раннего возраста развиваются и
совершенствуются действия ребенка с предметами. Сначала эти действия далеки
от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол,
облиться соком, причесаться тыльной стороной расчески, надеть штанишки задом
наперед, плохо вытереть руки и т. п. Подобные недочеты связаны и с
недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла совершаемых им
действий, и с несовершенством самих движений.
На третьем году жизни действия ребенка по
самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыш может самостоятельно
и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике
посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.
Развитию двигательных способностей, таких как
координация движений рук и пальцев способствуют занятия ребенка с различными
игрушками, предметами-орудиями (сачком, лопаткой, совочком), а также
рисование, лепка и пр.
Физическое здоровье ребенка является одной из
первооснов его полноценного развития. Здоровый, нормально физически развивающийся
ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен. Он много
двигается, играет, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка
раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания
педагогов.
|