Физическое воспитание является обязательной и
необходимой составляющей образования детей дошкольного возраста. Особое
значение физическое воспитание имеет для ребенка раннего возраста, организм
которого нуждается в специальном внимании и заботе. В этом возрасте малыш еще
только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные
навыки, учится управлять своим телом, координировать движения. Дети раннего
возраста испытывают особую потребность в движениях. Они радуются любой
возможности попрыгать или побегать, поэтому воспитатель должен поощрять и
поддерживать естественную потребность малышей в двигательной активности.
Создание условий для укрепления здоровья детей,
формирования на-выков здорового образа жизни, безопасного поведения, развития
различных видов двигательной активности — основные задачи педагога в области
физического развития.
Важное значение для укрепления здоровья и физического
развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования,
прогулок, гигиенических процедур.
Представление о ценностях здорового образа жизни
начинает складываться уже в первые годы жизни, если взрослые подают детям пример
соответствующего поведения, приучают к соблюдению правил личной гигиены, в
доступной форме объясняя и рассказывая, что полезно или вредно для здоровья
(лицо и руки должны быть всегда чистыми, чтобы быть красивым и здоровым;
утреннюю гимнастику нужно делать для того, чтобы стать сильным и ловким;
полезно есть фрукты и овощи и нельзя переедать сладкого; нельзя долго
находиться на солнце без головного убора и пр.).
Постоянный пример взрослого побуждает детей к
подражанию, делает привычным соблюдение правил гигиены (мытье рук перед едой,
пользование салфеткой, носовым платком и др.).
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным
процедурам, навыкам опрятности, педагог должен стремиться к тому, чтобы ребенку
был понятен смысл этих действий, чтобы ему было интересно, и он не испытывал
дискомфорта. Все гигиенические процедуры желательно сопровождать
соответствующими песенками, стишками, потешками.
Следует приучать ребенка мыть руки перед едой, после прогулки,
пользования туалетом, а также в тех случаях, когда малыш испачкался.
Формированию у детей ценностей здорового образа жизни
способствует совместное рассматривание картинок, чтение стихов, сказок,
рассказов, просмотр мультфильмов, диафильмов и видеофильмов соответствующего
содержания.
Работа по профилактике и снижению заболеваемости детей
предполагает соблюдение ряда правил и проведение различных оздоровительных
мероприятий.
Воспитатель должен следить за чистотой групповых
помещений, материалов и игрушек. Ежедневно следует протирать мебель, стены,
мыть игрушки, чистить ковры пылесосом. Многоразовые салфетки, нагрудники и
скатерти нужно стирать после каждого использования. Туалетные комнаты
необходимо подвергать санобработке каждый день или в течение дня по мере
надобности. Не менее важно следить за чистотой воздуха, проветривая помещения
во время прогулки детей. Когда дети находятся в группе, воспитатель должен
следить за тем, чтобы не было сквозняков.
Педагог должен следить за состоянием здоровья каждого
ребенка. При приеме детей следует спросить у родителей о том, как малыш спал,
ел, вел себя утром. Воспитатель должен осмотреть ребенка, обращая внимание на
изменения уровня двигательной активности, наличие сыпи, припухлостей,
воспалений, выделений из носа, ушей и глаз. Воспитатель должен фиксировать и
сообщать сотрудникам другой смены и родителям все случаи, вызвавшие тревогу за
здоровье ребенка (плохое настроение, раздражительность, вялость, плохой сон,
отсутствие аппетита, отказ от игр, занятий и т.п.). Если в течение дня у
ребенка обнаруживается недомогание, необходимо обратиться к врачу, оказать
первую помощь, вызвать родителей. В помещении группы нужно предусмотреть такое
место, где ребенок, испытывающий недомогание, может спокойно полежать. При
подозрении на инфекционное заболевание ребенка следует поместить в изолятор, а
в экстренном случае вызвать неотложную помощь.
Некоторые дети постоянно нуждаются в приеме лекарств,
поэтому воспитатель должен давать ребенку необходимые препараты в точном
соответствии с инструкциями на упаковке или рекомендациями врача и с
письменного разрешения родителей. Все медикаменты, принесенные родителями,
должны быть в упаковке производителя, снабжены наклейкой с именем ребенка и
инструкциями по применению. Лекарственные препараты нужно хранить в недоступном
для детей месте или в запирающейся аптечке.
Воспитатель должен владеть необходимыми навыками
оказания первой помощи: при ушибах, носовых кровотечениях, укусах насекомых,
отравлениях, ожогах, удушении. В помещении каждой группы должна быть аптечка
первой помощи.
В целях профилактики и снижения заболеваемости детей в
детском учреждении проводятся оздоровительные мероприятия: различные виды
закаливания, воздушные и солнечные ванны, массаж, витамино-, фито- и
физиотерапия, корригирующая гимнастика. Все эти процедуры должны проводиться
специалистами по рекомендации и под наблюдением медицинского персонала и при
согласовании с родителями.
В целях рациональной организации работы по
профилактике и снижению заболеваемости детей можно создавать специальные группы
для часто болеющих малышей, с которыми проводятся соответствующие процедуры и
занятия. Для них устанавливается индивидуальный режим дня.
Педагог должен способствовать формированию у детей навыков
безопасного поведения: разъяснять малышам и предостерегать их от поступков,
угрожающих их жизни и здоровью. Детей нужно оберегать от контактов с мелкими,
хрупкими, колющими, режущими, пожароопасными предметами, предметами бытовой
химии, лекарствами и пр. Они должны находиться вне зоны досягаемости детей.
Следует объяснить малышам, что нельзя гладить и дразнить незнакомых животных,
брать в рот грязные предметы, траву, цветы и пр.; необходимо соблюдать
осторожность при контактах с сельскохозяйственными животными, избегать
ядовитых, жалящих насекомых и пр.
При этом необходимые ограничения следует вводить таким
образом, чтобы не напугать ребенка и не сковывать его любознательность. С этой
целью педагог должен проводить беседы с детьми, читать им книги, рассматривать
иллюстрации, организовывать дидактические игры на соответствующие темы.
Для развития двигательной активности детей необходимо
создавать специальные условия:
• обеспечить детское учреждение необходимым оснащением
(спортивным оборудованием и инвентарем);
• организовать групповое пространство таким образом,
чтобы дети могли свободно передвигаться по всей комнате и иметь доступ к
спортивным снарядам и игрушкам;
• проводить утреннюю гимнастику, физкультурные
занятия, подвижные игры.
Следует создавать условия для развития у детей
основных движений (ходьбы, бега, лазанья, бросания и др.); координации движений;
формирования правильной осанки. Для этого в детском учреждении должно быть
соответствующее оборудование и инвентарь: лесенки, горки, дорожки с
препятствиями, скамеечки, мячи и пр. Эти приспособления стимулируют детей к
соответствующим движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать,
подлезать, проползать, переносить, идти в определенном направлении, соблюдать
равновесие, ходить по разной поверхности, бросать, метать в цель и пр.
Педагог может использовать разнообразные формы
организации двигательной активности детей, например, организовывать подвижные
игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся
как в групповом помещении, так и во время прогулки. Следует также включать
элементы двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их
стремление к играм.
С детьми проводят также утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна и пр. В
эти занятия включают общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа,
направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног. При организации
двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в
частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры
и связочного аппарата, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям.
Нельзя предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, добиваться правильного
исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.
Для того чтобы пробудить у детей интерес к
физкультурным занятиям, их следует проводить в игровой форме с использованием
воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем,
как зайчики», «ходим, как мишка», «птички полетели», «цветочки растут» и т.п.).
При этом воспитатель не должен ограничивать стремление детей к творческому
самовыражению в двигательной активности, напротив, нужно стимулировать и
поощрять желание малышей придумывать двигательные элементы.
Развитие двигательной активности детей требует
индивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья
каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания;
наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, соблюдая баланс
между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и
переутомления малышей. Малоподвижных детей следует вовлекать в подвижные игры,
подвижных малышей стараться переключить на более спокойные игры. Если возникает
необходимость в коррекции движений ребенка, педагог должен использовать не
порицания, а игровые приемы, переключение, поощрение.
|