В раннем возрасте эстетическое воспитание
осуществляется как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в процессе
специальных игр-занятий. Роль взрослого в развитии эстетического отношения
ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении
внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства,
но и в вовлечении его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Взрослый
должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, привлекать
ребенка к сопереживанию и откликаться на его чувства.
Предметом совместного эстетического переживания могут
быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной
жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки для чая,
нарядная одежда малыша (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговки и пр.).
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в
котором находятся дети. Известно, что для восприятия и различения красивого и
некрасивого чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт. Групповые помещения,
лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом
оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин,
игрушки. Экспозиции следует периодически менять, обращая внимание детей на то
новое и красивое, что появилось в помещении. Предметом совместного наблюдения
может стать только что распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы
в вазе, засушенные листья различных деревьев, их цвет, форма и др.
Очень важно обращать внимание малышей на красоту
природы во всех ее проявлениях (например, деревья и травка осенью и весной;
сверкающий снег или иней, узор на ледяных лужицах, прозрачные сосульки;
разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным
явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки,
которые будут способствовать эмоциональному отклику ребенка на окружающее,
закрепят полученные им впечатления.
Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным
проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление всегда находят
у них отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания
должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что
эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию педагога, для
этого требуется особый настрой. Взрослый может лишь способствовать его
возникновению.
Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет
знакомство их с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребенка
с миром искусства — тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из
индивидуальных особенностей ребенка, его желаний, предпочтений. Для обогащения
запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты
классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются
под эмоционально выразительные отрывки музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского,
А. Вивальди, Ж. Визе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со
своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения имеют глубокое эмоциональное
содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно,
чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с
ребенком.
Малыш познает окружающий мир не только воспринимая
его, но и активно действуя в нем. Уже в конце младенческого возраста ребенок
экспериментирует с бумагой, карандашами, красками, погремушкой,
колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет
след на бумаге, игрушки издают разнообразные звуки. Опираясь на интерес
ребенка к этим предметам и действиям, можно начинать его приобщение к
художественной деятельности.
|