Для ежедневных наблюдений можно использовать карточки,
в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. При
этом следует отмечать не только негативные проявления малышей, но и их
достижения.
Карточки могут не иметь тематической направленности и
содержать ситуативные неструктурированные наблюдения. Такие записи используются
для передачи необходимой информации воспитателю следующей сцены, психологу, для
беседы с родителями.
Вот примеры таких наблюдений.
«Сегодня Сережа впервые с удовольствием рисовал и с
гордостью показал свой рисунок. Не забыть показать рисунок маме и похвалить
мальчика в ее присутствии».
«Сегодня Наташе удалось не поссориться с Олей, а
договориться о совместной игре».
«Сегодня у Маши
плохое настроение, она отказалась играть и сидела в стороне от детей. Выяснить
у мамы, с чем это может быть связано».
«У детей сложности в установлении контактов с новым
музыкальным руководителем. Многие опять плакали, не хотели идти на занятия.
Необходимо поговорить с музыкальным руководителем».
Эти карточки можно использовать для заполнения
тематических карт наблюдения. С этой целью на карточке ставится дата.
Вместо карточек можно использовать тетради, куда
воспитатель каждый день вносит свои наблюдения.
Тематические карты-схемы наблюдений
Тематические карты-схемы используются для наблюдения
за развитием ребенка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую
существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку
структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления
ребенка в детское учреждение, целесообразно использовать карту наблюдения за
ребенком в период адаптации. Приведем пример такой карты наблюдения.
|