Для налаживания положительных взаимоотношений и
сотрудничества педагогов и семьи в детском учреждении желательно проводить
совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам. В неформальной
обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом.
При организации праздников не следует ограничиваться
традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и
музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей. Гораздо
важнее привлечь членов семьи к участию в подготовке праздника и выступлениях.
В зависимости от талантов, желаний и возможностей, они могут помогать
педагогам в изготовлении костюмов и атрибутов, исполнять некоторые роли в
инсценировках, аккомпанировать на музыкальных инструментах, просто танцевать и
играть вместе с детьми. Не обязательно отмечать только официальные праздники.
Можно отмечать дни рождения и успехи детей.
На семейных вечерах педагоги и родители вместе со
своими детьми могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные
истории из семейной жизни, организовывать веселые игры и аттракционы, делиться
опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении
блюд и т. п.
Такие формы работы, как родительские клубы и кружки
более всего подходят для просвещения родителей, обучения их приемам практической
работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий. Важно с самого начала
на основе выявленных родительских интересов пробудить у взрослых желание
посещать эти мероприятия.
На заседания родительского клуба можно приглашать
специалистов с лекциями и беседами на темы, более всего интересующие
родителей. Это могут быть представители разных профессий: медики, психологи,
юристы, экономисты, парикмахеры, повара, специалисты по этикету и др. Можно
также организовывать встречи с известными людьми района, города: писателями,
художниками, артистами.
Заседания родительского клуба планируются совместно
педагогами и родителями. Собрания следует организовывать так, чтобы одни из
них предполагали присутствие всех членов семьи (с детьми в это время занимаются
дежурные педагоги или родители), другие — только мам (с детьми остаются папы)
или пап (с детьми остаются мамы), а третьи — присутствие взрослых с детьми. На
таких заседаниях целесообразно разучивать совместно с детьми новые игры,
песни, танцы. В рамках работы родительского клуба можно организовывать экскурсии
в музеи, театры, выезды на природу.
Таким образом, родители ближе знакомятся с педагогами
и между собой, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно
вовлекаются в сотрудничество.
Занятия в кружках направлены на овладение родителями
навыками разнообразных видов деятельности. На некоторых занятиях могут
присутствовать и дети. Здесь родители и педагоги могут научиться шить одежду
для кукол, лепить, рисовать, петь, танцевать, показывать кукольные спектакли,
готовить различные блюда, сервировать стол, знакомиться с историей и культурой
родного края, города и т.д.
Подготовленные таким образом родители могут быть
полноценными помощниками и партнерами педагога в повседневной жизни детей в
яслях и при проведении различных мероприятий.
Одной из наиболее эффективных форм совместной работы
сотрудников детского учреждения и членов семьи являются тренинги, направленные
на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию
детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества.
Переориентация родителей на иной тип воспитания детей
является наиболее сложной задачей. Решение этой проблемы требует
систематической работы, направленной на ознакомление с особенностями развития
маленьких детей и способами практического применения полученных знаний.
Полученные сведения помогут родителям лучше осознать причины трудностей,
возникающих при взаимодействии с ребенком, выбрать наиболее подходящую стратегию
поведения.
Чаще всего родители сталкиваются с трудностями при
адаптации ребенка к детскому учреждению, организации детской деятельности, налаживании
общения малыша со сверстниками. На родительском собрании можно обсудить и
выбрать темы для тренингов. Например, можно предложить следующие темы.
• Адаптация ребенка к детскому учреждению.
• Трудности режимных моментов.
• Детские конфликты.
• Похвала и порицания.
Тренинги могут проводить психолог, заведующий,
методист, прошедшие специальную подготовку, или приглашенный специалист.
Организаторы тренинга должны подобрать соответствующую литературу и предложить
педагогам и родителям заранее познакомиться с ней. Для тренинга нужно
подготовить необходимые атрибуты и материалы: доску, мел, листы ватмана, фломастеры
и т.д.
В детском учреждении желательно оборудовать гостиную —
специальное помещение, где педагоги, родители и дети могут встречаться в
уютной непринужденной обстановке для бесед, консультаций, отдыха, игр,
проведения семейных вечеров и других мероприятий. Желательно, чтобы в этой
комнате были удобная мебель, посуда для чаепитий, видеомагнитофон, музыкальный
центр. Такая обстановка в гостиной располагает к доверительному общению
родителей с педагогами и между собой. В ней можно посмотреть видеофильмы о
жизни детей в яслях, учебные и научно-популярные фильмы о воспитании детей;
потанцевать и поиграть вместе с малышами под музыку, послушать детские песни,
записи сказок, спектаклей.
В этом же или другом помещении можно оборудовать
библиотеку, аудио- и видеотеку, а также игротеку для родителей и детей. Родители
должны иметь возможность пользоваться пособиями, которые могут помочь им
овладеть знаниями, необходимыми для успешного воспитания детей, приемами
личностно-ориентированного общения; научиться играть с детьми, подбирать игры,
игрушки, художественную литературу, видео- и аудио-записи для своих малышей.
|