В планировании должна быть предусмотрена деятельность
педагога по всем направлениям развития ребенка — физического, социально-личностного,
познавательно-речевого, художественно-эстетического.
Решение каждой педагогической задачи может быть
включено в различные по содержанию занятия по изобразительной, музыкальной,
театрализованной, конструктивной деятельности, в игру, занятия по развитию речи
и др.
Планирование помогает достигнуть полноты, целостности,
системности подачи программного материала, для чего необходимо согласовывать
деятельность педагогов. Так, если в детском учреждении работают специалисты по
физическому воспитанию, изобразительной, музыкальной деятельности, логопеды,
то каждый из них должен учитывать в планировании своей деятельности содержание
и способы подачи материала другими педагогами, в том числе, воспитателем,
работающим в группе. Например, при подготовке к празднику логопед на занятиях
по развитию речи может организовывать игры с элементами драматизации, в которых
ребенок действует и говорит от имени персонажа сказки или декламирует строки
из стихотворения. На музыкальных занятиях можно решать задачи по физическому
развитию — организовывать подвижные игры под музыку, способствующие развитию у
детей движений. Игровую деятельность можно обогатить разнообразными сюжетами в
соответствии с любой тематикой реализуемой программы.
При реализации любой образовательной программы педагог,
прежде всего, должен стремиться к тому чтобы вызывать и поддерживать у детей
интерес к предлагаемому материалу. Воспитателю следует учитывать индивидуальные
предпочтения детей, не настаивая на обязательном участии каждого ребенка в той
или иной деятельности, выполнении того или иного задания. При жестком
планировании невозможно реализовать индивидуальный подход в воспитании, поэтому
планирование должно быть гибким и вариативным. Это означает, что не нужно
жестко планировать проведение конкретного занятия в определенный день и час,
педагог должен иметь несколько вариантов разработки темы или реализации той или
иной педагогической задачи. Например, воспитатель может запланировать несколько
задач на неделю и подготовить для решения каждой из них несколько вариантов
игр. В этом случае и воспитатель, и дети имеют возможность выбора. Если игра не
заинтересует малышей, педагог может быстро перестроиться, заинтересовать их
другой игрой, а решение намеченной задачи отложить на более поздний срок.
|