Прежде всего, воспитатель должен хорошо осознать
необходимость совместной работы с родителями. Начинаться такая работа должна
до прихода ребенка в ясли. Во многих странах широко практикуется неоднократное
посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него
условиях, налаживание контактов с родителями. Знания индивидуальных
особенностей ребенка, его темперамента, предпочтений и вкусов в еде, играх, игрушках,
протекании режимных моментов помогут воспитателю лучше наладить взаимодействие
с малышом с первых дней его пребывания в яслях. Если по какой-то причине
посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ребенком на
территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель
приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети,
познакомить его с воспитателем. То же самое можно сделать в групповой комнате,
где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такие посещения должны быть
достаточно регулярными, но не длительными. Главное — заинтересовать малыша
новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли;
предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и в незнакомой обстановке.
Перед поступлением ребенка в ясли воспитателю следует
обсудить с родителями следующие вопросы.
• Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся
режимные процедуры? Воспитатель должен поинтересоваться, как ребенок
пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит,
умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы, связанные
с режимными моментами (например, поют ли ребенку песенку перед сном). Педагог
должен также познакомить родителей с распорядком дня в яслях, согласовать его с
распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию следует учитывать в
процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
• Какой тип общения предпочитает малыш? Если
выяснится, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со взрослыми,
нужно посоветовать родителям побольше играть с ним в игры с предметами,
сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая
любознательность.
• Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?
Если ребенок не может сам себя занять, на это нужно обратить внимание близких.
Организуя совместные игры, им следует стимулировать самостоятельную игру
ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему
самостоятельно закончить сборку, а кормя с малышом куклу, попросить его от
имени куклы причесать ее или искупать в ванночке. Периоды совместной игры
должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.
• Стремится ли ребенок к самостоятельности в
самообслуживании и в ходе режимных процедур? Если ребенок привык к тому, что
за него все делают взрослые, нужно посоветовать родителям поощрять любое
стремление малыша сделать что-то самостоятельно, поддерживать его желание
самостоятельно есть, одеваться и пр. Как разнятся в этом отношении дети одного
и того же возраста в яслях! Одни сидят и безучастно ждут, когда воспитатель
начнет одевать их, а другие без всяких приглашений пытаются одеваться самостоятельно.
Такую же картину можно наблюдать и за столом, и на игровой площадке. Общая
пассивность ребенка, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, оденут,
приласкают его, поиграют с ним не должны остаться вне поля зрения родителей и
воспитателей.
• Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если
ребенок пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму отказывается от общения
с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша. Лучше
заранее подготовить его к встрече с новыми людьми, для чего можно приглашать в
гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга
общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверие к людям,
открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к
родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к новому окружению в яслях.
• Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие
чувства он испытывает в обществе сверстников? Если малыш испытывает трудности
в этой сфере, родителям следует почаще водить его на детские площадки,
приглашать в гости сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя
положительные эмоциональные проявления по отношению друг к другу,
организовывать несложные игры, помогая налаживать совместную деятельность и
улаживая конфликты.
В случае, если ребенок испытывает значительные
трудности во всех сферах, лучше всего посоветовать родителям повременить с
поступлением ребенка в дошкольное учреждение и в течение нескольких месяцев
уделить специальное внимание его развитию по данным направлениям.
|