Личностно-ориентированная педагогика предъявляет
особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются
искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.
Маленькие дети очень чувствительны к отношению
взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность
воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не
формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается
на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие ребенка подразумевает
положительное отношение к нему без каких-либо условий («Я люблю тебя только
тогда, когда ты хорошо себя ведешь»). Вместе с тем, безусловное принятие
малыша относится к восприятию его личности в целом и не исключает порицания
неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать по отношению
к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет
права оскорблять его личность.
Эмпатия — это способность принимать и понимать точку
зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения
слушать ребенка, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или
то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает
ребенка, говорит о своем понимании его переживаний, сопереживает малышу,
разделяя с ним радость и помогая облегчить огорчение.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в
общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, яркая мимика, выразительная
речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают эмоциональный
отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе эмоционально
благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает
собственный эмоциональный опыт.
Педагог также должен обладать высокими
профессиональными качествами: хорошо знать возрастные особенности маленьких
детей, владеть навыками ухода за ними, уметь играть, рисовать, лепить,
рассказывать сказки, читать стихи. Очень важно, чтобы воспитатель владел
культурой общения и речи. Необходимо, чтобы он был знаком с современными
образовательными программами для детей раннего возраста.
|