Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 11:22

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Характеристика раннего возраста

В соответствии с периодизацией психического развития, приня­той в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребенка ох­ватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет ха­рактерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрас­те являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая де­ятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются ос­новные личностные новообразования. Охарактеризуем основные ли­нии психического развития ребенка в раннем возрасте и его отличительные особенности.

 

Ситуативность как отличительная особенность ребенка раннего возраста

Ситуативность психики и поведения ребенка — характерная осо­бенность раннего возраста.

Ситуативность проявляется в том, что все действия и пережива­ния малыша определяются воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связаны с ней. У ребенка нет равнодушно­го или отстраненного отношения к окружающим вещам: он как бы находится в «силовом поле» предметов, притягивающих или отталки­вающих его. Так, лестница «манит» малыша подниматься по ступень­кам, коробочка — открывать и закрывать ее, колокольчик — позве­неть, шарик — покатать и т.д. Такую фиксированность маленьких детей на окружающих предметах можно охарактеризовать как своеоб­разный «предметный фетишизм».

Зависимость от наглядной ситуации определяет многие особенно­сти поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, если попросить малыша принести какой-то предмет, находящийся в от­далении, он охотно отправится за ним, но, скорее всего, по пути его привлечет другой предмет или игрушка, и малыш забудет о прось­бе взрослого. Таким образом, более сильное впечатление может за­тормозить или прервать начатое ребенком действие.

Психологи проводили специальные эксперименты, в которых де­тям раннего возраста предлагалось произносить фразы, содержание которых противоречит тому, что они видят перед собой. Обнаружи­лось, что двухлетний ребенок может легко повторить вслед за взрос­лым различные фразы, например, «Курица идет», «Собака бежит», но сказать «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, затрудняется. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в этих опытах, говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возра­ста у ребенка развивается способность абстрагироваться от наглядной ситуации, более длительно удерживать в памяти словесную инструк­цию и правильно выполнять ее.

Ситуативностъ проявляется и в особенностях взаимодействия ре­бенка с окружающими людьми. Главными поводами для общения вы­ступают практические действия, приуроченные к данному месту и вре­мени. Поэтому общение ребенка со взрослым на данном этапе развития характеризуется как ситуативно-деловое.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста проявляется также в особенностях его восприятия и мышления. Восприятие в этот период практически неотрывно от действия: только активно действуя с предметами, малыш во всей доступной ему полноте познает их свой­ства. Маленький ребенок еще не может заниматься умственной дея­тельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мы­шление имеет наглядно-действенную форму.

Своеобразие отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру выражается и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмо­ции малыша ситуативны, легко возникают, бурно проявляются, мо­гут быстро изменяться на противоположные. Ребенок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем, малыша можно легко успокоить, от­влечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предло­жив другую игрушку или интересное занятие.

На протяжении раннего детства ситуативность поведения малы­шей постепенно преодолевается. К трем годам поведение ребенка ста­новится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуа­ции. Это происходит во многом благодаря развитию речи, ведущей деятельности и общения со взрослыми.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (23.09.2011)
Просмотров: 2057 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru