Самый трудный момент для матери и ребенка —
расставание в первые дни посещения яслей, которое должно быть постепенным. В
присутствии мамы воспитатель должен помочь малышу переодеться, предложить ему
интересную игрушку. Воспитатель может попросить маму немножко поиграть с
ребенком и сам поиграть вместе с ними. После того как малыш успокоится, мама
должна сказать ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.
Для маленького ребенка очень важно постоянство среды.
Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача
взрослых — сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально
комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить
переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая
игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь,
принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может
хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет, засыпать рядом
с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка и
застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию
мамы.
Очень часто в первые дни посещения яслей ребенок
стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпускает его
от себя. Это серьезно затрудняет работу взрослого, который должен уделять
внимание всем детям, организовывать режимные моменты и т.д. Ситуация может
стать еще сложнее, если в группу поступают сразу несколько новых детей.
Поэтому прием детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка
в неделю.
Самое главное для воспитателя — завоевать доверие
малыша, его привязанность. Нужно дать почувствовать ребенку, что его понимают и
принимают таким, какой он есть. Для того чтобы лучше понять ребенка,
воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с
близкими, свои переживания и страхи. Это поможет ему с большим терпением
относится к постоянным капризам ребенка.
Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно
зовет маму, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
• Не следует игнорировать слова ребенка. Когда малыш
без конца спрашивает: «Мама придет?», — он на самом деле не уверен в этом, он
боится, что она никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своих слов.
Поэтому на каждый подобный вопрос ребенка следует отвечать утвердительно,
помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит маму.
• Ободрив малыша, нужно постараться переключить его
внимание на игрушки, обойти вместе с ним комнату, рассмотреть, что в ней
находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, нужно вместе
поиграть с ней, а затем попробовать оставить его ненадолго одного, например,
отлучившись помыть руки и пообещав быстро вернуться. Через несколько минут следует
вернуться к ребенку. Так постепенно он начнет понимать, что взрослый всегда находится
рядом.
• Если ребенок продолжает постоянно следовать за
воспитателем, можно подключить его к выполнению какого-либо дела, например, посадить
рядом на стульчик, когда педагог моет посуду; предложить принести книжку,
чтобы почитать ее вместе с другими детьми и т. п. Поступая таким образом,
воспитатель устанавливает некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же
время всегда находится рядом.
• Следует уделять внимание не только тем детям,
которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно.
Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка безучастным к происходящему вокруг.
Равнодушие, апатия — один из признаков психологического дискомфорта,
неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по
сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, воспитатель должен
начать играть сам неподалеку от малыша. Лучше всего, если это будет сюжетная
игра, по ходу которой можно придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к
ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с
кем-нибудь из хорошо играющих детей.
• Можно поиграть с ребенком в эмоциональные игры,
такие как «Сорока-ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое
значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую
функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как
исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или
папы. Такие игры полезно организовывать между несколькими детьми (воспитатель
по-прежнему остается в центре ситуации, но с его помощью дети могут весело
поиграть друг с другом).
• Во
время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их
привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома, перед тем как
заснуть, послушать колыбельную, нужно спеть ее, положить рядом с малышом
мягкую игрушку, приласкать его. Если маленький ребенок дома пьет воду из
бутылочки с соской (и это успокаивает его), следует разрешить ему делать так,
как он привык. Постепенно, глядя на других детей, он сам захочет пить из
чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, можно посадить его напротив
малыша, который есть быстро и с аппетитом. Возможно, подражая сверстнику,
ребенок начнет есть охотнее.
|