Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от
уровня правовой культуры родителей. Проведение с родителями разъяснительной,
просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка
является важнейшим условием эффективного образовательного процесса.
В многоплановой работе по защите прав ребенка должен
принимать участие весь коллектив образовательного учреждения. Особая роль
принадлежит руководителю детского учреждения, методисту, психологу и педагогу.
В задачу администрации входит:
• организация работы по оказанию помощи детям,
испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
• выяснение того, какие службы в городе (специальные
службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются
вопросами выявления и предотвращения жестокого обращения с детьми и как с ними
можно связаться, установить контакт.
Основная задача методиста — обучение воспитателя
грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка;
подбор литературы по этой проблеме, информирование коллектива о проблеме
жестокого обращения с детьми, видах жестокого обращения и факторах, его
обусловливающих.
Психолог должен проводить наблюдения за поведением
детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных
данных; осуществлять диагностическую и коррекционную работу с малышами и их родителями.
Педагог — главное действующее лицо при проведении этой
работы. От его квалификации и культуры зависит как соблюдение прав детей в
образовательном учреждении, так и защита их прав в семье. Он должен
осуществлять профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми
и родителями, просвещать, а в случае необходимости, и контролировать родителей.
Педагог также должен проводить работу по выявлению случаев нарушения прав детей
и принимать меры по защите малышей от жестокого обращения родителей.
В целях профилактики жестокого обращения с детьми
воспитатель должен работать в следующих направлениях:
• информировать родителей о проблеме защиты прав
ребенка;
• работать над созданием у родителей положительного
образа ребенка;
• работать над коррекцией детско-родительских
отношений. Для изучения семейного климата рекомендуются традиционные
методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование,
интервью, тестирование, проективные методики.
В процессе наблюдения особое внимание необходимо
обратить на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму «мягкая,
жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции
родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также
оценить эмоциональную окраску общения: тон разговора с ребенком (спокойный,
резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты (касания,
ласковые поглаживания, жесткие толчки), реакцию детей (их настроение,
содержание обращений и др.).
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав
ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения
с семьей, атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимного
понимания интересов друг друга.
|