Предметный мир раннего детства — это не только
игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует его
физическому, социально-личностному, познавательному художественно-эстетическому
развитию.
В яслях должны быть комнаты для приема детей со
шкафчиками для одежды, групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки,
санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для
прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащаются мебелью и
специальным оборудованием — игровым, медицинским, учебным. Желательно, чтобы в
детском саду были спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок
с кабинетами для проведения лечебных и профилактических мероприятий, бассейн.
По возможности выделяются и оборудуются дополнительные помещения, например,
кабинеты для занятий с логопедом, психологом, комната психологической
разгрузки, студии для занятий изобразительной, театрализованной деятельностью,
гостиная для семейного клуба, зимний сад и пр.
Даже самым маленьким детям должны быть доступны не
только групповые помещения, но и другие функциональные пространства дошкольного
учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий
социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их
предстаачения об окружающем. Например, посещая вместе с воспитателем врачебный
кабинет или кухню, они наблюдают за работой врача, медсестры, повара. В студии
для изобразительной или театрализованной деятельности малыши знакомятся с ее
оформлением, рассматривают работы старших детей. В зимнем саду они увидят
экзотические цветы, фонтан, каменные горки, птиц, ящериц в террариуме.
Полученные впечатления дети могут переносить в свои игры и другие виды
деятельности.
Организация и оформление групповых помещений для детей
раннего возраста
Интерьер помещений Размер и планировка групповых
помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное
для занятий, игр, отдыха.
Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок
попадал в психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское
учреждение.
С этой целью эстетично оформляется территория
дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт
(летом — аллеи, клумбы, лужайки, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой
— скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты должны быть
хорошо освещены, украшены цветами, зеркалами, яркими картинками, рисунками
детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен зимний
сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая
игрушка (например, медведь, Чебурашка, Микки-Маус и др.). Все элементы
интерьера должны быть оформлены со вкусом, следует избегать мрачных тонов,
учитывать особенности детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры
привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным
и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются
картинками (индивидуальными для каждого ребенка); предусматривается
достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе
размешается стенд с информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня,
расписание занятий и пр.). Стены желательно украсить цветами, фотографиями
детей. Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков,
лепки и пр.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, могут
выставляться дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой
литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.).
Оборудование туалетной комнаты должно быть
приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку следует выделить горшок
и полотенце. Над раковинами для умывания нужно надежно закрепить низкие
зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.
В помещении для приема пиши, игр и занятий
располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки. В
группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых: кресло или небольшой
диван, на которых воспитатель может почитать ребенку книжку, побеседовать с
ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло создают коврики,
на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все
это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.
Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения»,
где малыш некоторое время может побыть в одиночестве. Это может быть
отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, расчитанный на 1—2
детей.
Мебель и оборудование в группе располагаются так,
чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей.
Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать,
кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед
собой тележки.
Оформление приемной и групповой комнаты должно
пробуждать у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. На стенах желательно
разместить аккуратно оформленные картины и репродукции, закрепить полочки для
работ взрослых и детей, стенд или специальные рамки с детскими рисунками,
фотографиями. Все экспозиции располагают на такой высоте, чтобы дети могли
увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для
восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих
детям представления о различных графических языках. В разных регионах
экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный
или национальный колорит той или ной культуры, особенности художественных промыслов
данного региона.
На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить
зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть в нем себя в полный рост.
Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа самого себя.
Для поддержания эмоционального благополучия малыша в
изголовье кроватки можно закрепить фотографию его родных.
Групповая комната, спальня могут быть оформлены
звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума
моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят
психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют
познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские
песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических
произведений) можно использовать во время режимных моментов и в играх в
качестве их дополнения или фона.
Рациональное размещение мебели, эстетическое
оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального
комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка
положительного самоощущения.
|