При реализации данной программы необходимо иметь в
виду, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям
развития. Поэтому при планировании следует предусматривать более или менее
равномерное распределение игр и занятий по каждому направлению.
Желательно, чтобы воспитатель ежедневно проводил игры,
направленные на развитие физической активности, предметной, игровой, художественно-эстетической
деятельности, речи, общения со сверстниками. При этом важно предусматривать
баланс между спокойными и подвижными, индивидуальными и коллективными играми и
занятиями, заранее подбирая несколько вариантов игр каждого вида, чтобы
предоставить малышам возможность выбора и учитывать их интересы. Проведение
игр и занятий специалистами (музыкальным работником, логопедом, педагогами по
физкультуре, изобразительной деятельности и др.) можно планировать в недельном
расписании на определенные дни.
Для удобства планирования желательно составить
картотеку игр. Картотека состоит из шести комплектов карточек с описаниями игр,
составленных в соответствии с разными направлениями развития ребенка. Описание
каждой игры (и ее вариантов) наклеивается на карточку. Для удобства карточки
каждого комплекта окрашиваются определенным цветом. Например, описания игр, направленных
на физическое развитие — наклеиваются на карточки синего цвета; игр,
способствующих развитию предметной деятельности — на карточки красного цвета и
т.д. Каждый комплект игр помещается в отдельную коробку или ящичек с
соответствующей маркировкой («Развитие речи», «Развитие игровой деятельности»,
«Физическое развитие» и т.д.).
Внутри каждого комплекта карточки с описанием игр
желательно рассортировать в соответствии с имеющейся рубрикацией. Например,
игры, направленные на художественно-эстетическое развитие, следует разделить
на три группы: изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность. На
каждой карточке условными знаками (рисунками, буквами или цифрами) можно
обозначить различные характеристики игры. Например, подвижные и спокойные игры
могут быть обозначены соответственно буквами «П» и «С»; индивидуальные и
групповые игры — буквами «И» и «Г». Условными значками можно пометить место
проведения игры (групповое помещение, прогулка, изостудия, спортзал и др.).
Приведем пример картотеки игр.
Комплект 1. «Предметная деятельность и познавательное
развитие» (110 игр и занятий).
1.1. «Практические и орудийные действия».
1.1.1. Игры с мячами.
1.1.2. Каталки и тележки.
1.1.3. Сачки, удочки, черпачки.
1.1.4. Молоточки, колышки, палочки.
1.1.5. Лопатки и совочки.
1.1.6. Конструкторы.
1.1.7. Кнопки, застежки, замочки.
1.1.8. Ленты, нитки, веревочки.
1.2. «Познавательная активность».
1.2.1. Секреты и сюрпризы.
1.2.2. Игры с красками.
1.2.3. Игры с водой.
1.2.4. Игры с песком.
1.2.5. Игры с бумагой.
1.3. «Восприятие и мышление».
1.3.1. Вкладыши.
1.3.2. Кубики.
1.3.3. Пирамидки.
1.3.4. Матрешки.
1.3.5. Картинки.
1.3.6. Прятки с игрушками.
1.4. «Целенаправленность».
1.4.1. Фигурные пирамидки.
1.4.2. Постройки из кубиков.
1.4.3. Конструкторы.
1.4.4. Мозаики.
1.4.5. Пазлы.
Комплект 2. «Развитие речи» (55 игр и занятий).
2.1. Понимание речи, выполнение инструкций.
2.2. Умение слушать речь взрослого.
2.3. Фонематический слух.
2.4. Развитие активной речи.
2.5. Игры с картинками.
2.6. Мелкая моторика.
Комплект 3. «Развитие игровой деятельности» (43
игровых сюжета).
3.1. Процессуальные игры.
3.2. Игры-замещения.
Комплект 4. «Художественно-эстетическая деятельность»
(74 занятия).
4.1. Изобразительная деятельность.
4.2. Музыкальные игры.
4.3. Театрализованные игры.
Комплект 5. «Общение со сверстниками» (69 игр).
5.1. Игры в парах.
5.2. Игры нескольких детей.
5.3. Пальчиковые игры.
5.4. Хороводные игры.
5.5. Игры с правилами.
5.6. Игры с предметами.
Комплект 6. «Физическое развитие» (63 игры).
6.1. Ходьба.
6.2. Прыжки.
6.3. Бег.
6.4. Игры сидя.
6.5. Игры со снарядами.
6.6. Комплексные игры.
6.7. Дыхательные упражнения.
При помощи картотеки воспитатель может планировать
свою работу на неделю и на каждый день. В план на неделю необходимо включить
игры и занятия из каждого комплекта. Для этого удобно использовать коробочки с
обозначением дней недели. В них подбираются карточки с описанием игр из
запланированных разделов (подразделов). Приведем пример планирования на
неделю.
Педагог не обязательно должен следовать предложенному
образцу возможны и другие варианты составления плана. При необходимости можно
ввести дополнительные рубрики, например, «Ответственный», «Примечания» и др.
Важно, чтобы в плане были представлены все направления развития ребенка и
отмечены подготовительные мероприятия, необходимые для проведения тех или иных
игр и занятий.
Игры и занятия проводятся по подгруппам, в парах,
индивидуально или со всей группой детей в зависимости от возможностей взрослых
(наличия второго педагога, помощника воспитателя, родителей) и интересов
малышей. Каждую игру по желанию детей можно провести несколько раз. В то же
время, воспитатель должен иметь в резерве несколько игр и занятий, чтобы малыши
имели возможность выбора. Необходимо помнить, что нельзя принуждать детей к
занятиям, поэтому в группе и на участке в открытом доступе всегда должны
находиться игрушки, предметы и материалы для свободной самостоятельной
деятельности ребенка.
Некоторые игры могут повторяться неоднократно изо дня
в день. «Использованные» карточки с играми можно откладывать в отдельную
ячейку; через некоторое время эти игры можно снова предложить малышам.
При реализации программы определенную трудность
представляет учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Поскольку
дети вовлекаются в игры и занятия по желанию, у педагога возникает
необходимость фиксировать участие ребенка в той или иной деятельности. Для
этого можно использовать следующий прием.
В конце дня (или смены) воспитатель в журнале
наблюдений или на отдельном листке помечает соответствующим значком вид деятельности
или игры, в которых не участвовал тот или иной ребенок (отсутствовал,
отказывался по какой-либо причине, был увлечен чем-то другим). Запись может
быть оформлена следующим образом.
Сережа К.
Дата
|
Вид деятельности, игры
|
15.10.07.
|
Общение со сверстниками — отказывается играть,
стесняется.
|
16.10.07.
|
Общение со сверстниками — толкает детей,
отказывается от игры.
|
17.10.07.
|
Общение со сверстниками — отказывается играть,
увлечен занятием с конструктором.
|
18.10.07.
|
Театрализованные игры — отказывается, рисует.
|
19.10.07.
|
Общение со сверстниками — охотно участвует в играх
парами, но отказывается от игр с предметами, отбирает у детей игрушки.
|
Эти наблюдения можно фиксировать другим, более
наглядным способом. На стенде напротив имени каждого ребенка прикрепляются
листочки (стикеры), соответствующие по цвету тому или иному виду деятельности
(комплекту игр). В течение недели педагог фиксирует проблему, возникающую у
ребенка в ходе той или иной деятельности, конкретной игры или занятия. В конце
недели по количеству и цвету стакеров можно определить проблемную зону для
каждого ребенка и группы в целом.
Полученные данные анализируются педагогом и
учитываются в дальнейшей деятельности. Так, в случае с Сережей К. делается
вывод о том, что у него имеются трудности в общении со сверстниками и планируется
специальная работа по налаживанию положительных взаимоотношений с другими
детьми.
Наблюдение педагога за развитием детей
|