Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсчета
баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о
развитии ребенка, его индивидуальных особенностях и определить направление
коррекционной работы. Результатом наблюдений должно стать определение
конкретных целей педагогической работы с ребенком, их реализация и последующая
фиксация изменений в соответствующей сфере развития малыша.
С целью получения обшей характеристики группы и
индивидуальных особенностей каждого ребенка можно составить
индивидуально-групповую карту развития. Эта карта по содержанию аналогична
карте наблюдения за развитием ребенка, но отличается по форме. Для того чтобы
карта не была слишком громоздкой, ее можно представить в виде отдельных карт по
каждому направлению развития. Приведем пример индивидуально-групповой карты
развития общения со сверстниками детей третьего года жизни.
Индивидуально-групповая карта развития общения со
сверстниками
Имя ребенка
|
Проявляет доброжелательность
|
Наблюдает за детьми
|
Играет рядом
|
Играет вместе со сверстниками
|
Принимается другими детьми в игру
|
Охотно участвует в групповых занятиях
|
Катя В.
|
обычно
|
обычно
|
обычно
|
изредка
|
обычно
|
обычно
|
Саша А.
|
обычно
|
изредка
|
изредка
|
нет
|
нет
|
изредка
|
Денис И.
|
нет
|
изредка
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
Ваня М.
|
изредка
|
изредка
|
изредка
|
изредка
|
изредка
|
обычно
|
Маша С.
|
обычно
|
обычно
|
изредка
|
обычно _
|
обычно
|
обычно
|
На основании записей данной карты можно сделать вывод
о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные отношения между
детьми, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее
всего общение со сверстниками развивается у Кати и Маши. Следует обратить
внимание на воспитание у Дениса эмоционально-положительного отношения к
ровесникам, вовлекать его в эмоциональные игры с детьми. Необходимо чаще
организовывать совместные игры и занятия с малышами.
Аналогичным образом можно составлять карты по другим
направлениям развития детей. Ведение таких карт особенно полезно начинающему
педагогу, поскольку нацеливает его на умение систематизировать свои
наблюдения, видеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого
ребенка. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволяет
выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить
качество работы педагогов.
Некоторые дети могут вызывать у воспитателя особую
тревогу. В группе может оказаться, например, гиперактивный ребенок, ребенок с
заболеванием нервной системы, очень агрессивный или застенчивый малыш и т.д.
Наблюдение за такими детьми особенно важно. Необходимо выявить частоту проявлений
«трудностей» в течение дня, недели, определить ситуации, в которых они
обнаруживаются наиболее ярко, постараться понять их причины. Содержание карт
наблюдения за такими детьми лучше всего разработать вместе с психологом для
каждого случая в отдельности. После того как психолог сделает свое заключение
по поводу ребенка и даст необходимые рекомендации, воспитатель по ходу
коррекционной работы должен заносить свои наблюдения в индивидуальную карту
малыша. В этом случае частота заполнения карты может быть увеличена.
Таким образом, наблюдения помогают педагогу лучше
узнать каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход в воспитании,
приобрести собственный опыт понимания детей, дают возможность конструктивно
взаимодействовать с родителями, планировать жизнь группы в целом.
Организация совместной работы педагогов и родителей
|