Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:07

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Приобщение детей к изобразительной деятельности

Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, следует по­мнить, что на данном возрастном этапе главное — это интерес, удо­вольствие и радость малыша от процесса, а не само по себе овладе­ние умениями рисовать или лепить. Задача взрослых — вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития изобра­зительной деятельности.

Прежде всего, необходимо создать в группе соответствующую раз­вивающую среду, подобрать материалы для разных видов художествен­но-эстетической деятельности. В группе должны быть карандаши, кра­ски, разноцветные мелки, пластические материалы, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы. Материал, предоставляемый детям, дол­жен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в до­ступном месте и быть удобным для использования. Так, самым малень­ким детям удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совер­шенна мелкая моторика, можно предлагать и тонкие кисточки.

Следует предоставить ребенку возможность опробовать материал так, как он хочет. Например, сначала малыш может мять и рвать бу­магу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно про­длить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его разно­образные познавательные действия. Постепенно благодаря помощи взрослого у ребенка возникает интерес к соответствующему действию, а затем и его результату — образу предмета, явления, воплощенному в мазках, пятнах, линиях.

Взрослый должен помочь ребенку перейти от манипулятивных дей­ствий с художественным материалом к использованию его по назна­чению, постижению различных средств выразительности, посредст­вом которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений. Это следует делать ненавязчиво, без принуждения, весело — в игре, свободной деятельности.

Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатления­ми, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке. В иг­рах и повседневной жизни следует развивать способность малыша узнавать изображения знакомых предметов и явлений; умение эмо­ционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» в узоре птичку или зайчика), но и на ху­дожественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня.

Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. Детям предлагают рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и паль­цами, кусочками поролоновой губки, щеточками, «печатками». Ма­лыши могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого раз­мера можно расположить не только на столе, но и на полу с тем, что­бы дети имели возможность для свободных разнообразных действий, рисуя рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисова­ния карандаш, другой — мелок, третий — губку, пропитанную крас­кой. В такой ситуации создаются благоприятные условия для нала­живания совместной деятельности, подражания действиям друг друга и освоения новых материалов для изобразительной деятельности. По завершении рисунка воспитатель может спросить у малышей, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.).

Хорошим приемом для стимуляции детского воображения являет­ся «кляксография». Если брызнуть на бумагу краску и сложить лист пополам кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно предложить детям угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.

Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей можно использовать заготовки, например, выре­зать фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам нарисо­вать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, и попросить детей разрисовать ее так, как им захочется. Хорошим приемом является прикладывание к бумаге поролона, пропитанного краской, или специальной печатки. Печатками могут служить катуш­ки, кусочки овошей и любые другие подходящие предметы.

В ходе занятий с художественными материалами следует побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, исполь­зуя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малы­шам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п. При этом воспитатель должен помогать детям при создании предметных и сюжетных рисунков (напри­мер, взрослый рисует травку и стебли цветов, а дети — головки цветов).

Следует откликаться на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. В ходе такой деятельности малыши внимательно наблюда­ют, как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать. Воспитатель должен поддерживать инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу.

Необходимо побуждать детей к лепке из пластилина, глины, тес­та, помогая им создавать и видоизменять простые формы из этих ма­териалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для рас­крашивания в группе хорошо иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.).

В процессе занятий с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющива­ют комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой также можно вплетать в игровые сюжеты, используя для игр изготовленные из пластилина предметы (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.).

Желательно также знакомить детей с элементарными способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.).

Приобщая детей к изобразительной деятельности, следует поддерживать инициативу каждого ребенка, его стремление что-либо изобразить; предоставлять право выбора материала, средств, замысла. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрос­лый должен предоставить им возможность действовать самостоятель­но и не навязывать всей группе одно и то же занятие или игру.

При проведении занятий и игр с маленькими детьми лучше ком­плексно использовать различные виды художественной деятельности, например, рисовать под музыку; лепить персонажей сказок и затем обыгрывать их сюжеты.

Очень важно отношение взрослого к продуктам творчества ребен­ка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя заби­рать у малыша рисунки и поделки без его разрешения, лучше попро­сить его нарисовать что-нибудь (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу (родителям, другому ребенку). Же­лательно, чтобы экспонировались все детские работы, а не только са­мые лучшие. Но предварительно нужно договориться с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и роди­телей к продуктам детского творчества.

Внимательное отношение взрослых к детским работам способству­ет развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.

Приобщение детей к музыкальной культуре

Для приобщения детей к музыкальной культуре в детском учреж­дении и в каждой группе должна быть создана особая музыкальная среда. Музыку следует органично включать в различные вилы дея­тельности детей (на физкультурных занятиях, на занятиях изобрази­тельной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов полезно использовать соответству­ющее музыкальное сопровождение (веселая музыка при встрече де­тей, проведении зарядки на прогулке, колыбельная перед сном).

В детском учреждении должен быть музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.); в групповом помещении оборудован музыкальный уголок, содержащий детские музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, тре­щотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.

Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предме­тами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, подражать и имитировать звучание разных инструментов. (Например, барабан —«бум-бум», дудочка —«ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь».)

Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоцио­нальная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, — это основа его будущей музыкальности. Педагог должен создать ус­ловия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого нужно предлагать малышам для прослушивания детские пе­сенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произ­ведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыкального произведения следует побуждать детей ритмически двигаться в соот­ветствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, хло­пать в ладоши, кружиться, подпевать. При этом педагог должен раз­делить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подклю­читься к его действиям, похвалить малыша. Также он может побуж­дать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.

Воспитатель вместе с малышами может прослушать звучание разно­образных музыкальных инструментов, игрушек, акцентируя внимание детей на их звучании (громкость, высота, темп и др.). При этом взрос­лый должен использовать различные эпитеты, отражающие настрое­ние, передаваемое музыкальными средствами («сердитый барабан», «ве­селый бубен», «звонкий колокольчик», «грустная дудочка», «озорная погремушка» и т.п.); побуждать малышей ассоциировать характер му­зыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.).

При прослушивании музыкальных фрагментов воспитатель может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, передаваемое музыкальными инструментами, помочь назвать его.

Педагог должен поддерживать интерес детей к пению, танцам, иг­ре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, он может раздать малышам дудочки, свистульки, ко­локольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый оркестр»; спеть колыбельную куколке, сделать за­рядку вместе с зайчиками под веселую песенку. Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движени­ями (ставят ножку на носок, кружатся, приседают, размахивают пла­точком в такт музыке).

Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным играм, сле­дует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы малыш испы­тывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение пра­вильно интонировать, или, хлопая (топая), попадать в ритм звучащей музыки не должно быть основной целью занятий.

Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Ма­лыши могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и стар­шие дети, но и сами участвовать в выступлениях и общих меропри­ятиях (хороводах, танцах, играх).

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение к театрализованной деятельности способствуют ос­воению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навы­ков, развитию способности к сопереживанию.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомят­ся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыг­рать какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребен­ка. Например, на прогулке воспитатель может сказать: «Посмотри­те, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся». Он также может предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листоч­ки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стиха­ми и песенками.

С театрализованными представлениями дети могут познакомить­ся при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, спектаклей кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.

Следует привлекать детей к посильному участию в инсценировках знакомых сказок, стихов, а также эпизодов их повседневной жизни. При проведении инсценировок рекомендуется использовать разнооб­разные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настоль­ный, театр на фланелеграфе), а также обыкновенные игрушки. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать жестами дей­ствия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ря­ба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хво­стиком, и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять не­которые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, со­вершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее жела­ние ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стрем­ление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваи­вать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает чувства ребенка, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 2789 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru