Привлекая ребенка к изобразительной деятельности,
следует помнить, что на данном возрастном этапе главное — это интерес, удовольствие
и радость малыша от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать
или лепить. Задача взрослых — вовремя заметить и поддержать интерес ребенка,
создать условия для развития изобразительной деятельности.
Прежде всего, необходимо создать в группе
соответствующую развивающую среду, подобрать материалы для разных видов
художественно-эстетической деятельности. В группе должны быть карандаши, краски,
разноцветные мелки, пластические материалы, кисти разных размеров, мольберты,
бумага, альбомы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу
и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для
использования. Так, самым маленьким детям удобнее рисовать толстой кисточкой с
короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых
более совершенна мелкая моторика, можно предлагать и тонкие кисточки.
Следует предоставить ребенку возможность опробовать
материал так, как он хочет. Например, сначала малыш может мять и рвать бумагу,
катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить
материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес
малыша к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия.
Постепенно благодаря помощи взрослого у ребенка возникает интерес к
соответствующему действию, а затем и его результату — образу предмета, явления,
воплощенному в мазках, пятнах, линиях.
Взрослый должен помочь ребенку перейти от
манипулятивных действий с художественным материалом к использованию его по
назначению, постижению различных средств выразительности, посредством которых
можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений.
Это следует делать ненавязчиво, без принуждения, весело — в игре, свободной
деятельности.
Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими
впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке. В играх
и повседневной жизни следует развивать способность малыша узнавать изображения
знакомых предметов и явлений; умение эмоционально откликаться не только на
содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» в узоре птичку или
зайчика), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую
поверхность глины, камня.
Изобразительная деятельность дает детям широкие
возможности для экспериментирования с материалом. Детям предлагают рисовать не
только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками
поролоновой губки, щеточками, «печатками». Малыши могут рисовать на бумаге разных
размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги,
ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу с
тем, чтобы дети имели возможность для свободных разнообразных действий, рисуя
рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисования карандаш, другой —
мелок, третий — губку, пропитанную краской. В такой ситуации создаются
благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания
действиям друг друга и освоения новых материалов для изобразительной
деятельности. По завершении рисунка воспитатель может спросить у малышей, что
они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко,
цветок, дождик и т.п.).
Хорошим приемом для стимуляции детского воображения
является «кляксография». Если брызнуть на бумагу краску и сложить лист пополам
кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно предложить детям
угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.
Для организации индивидуальной и совместной
изобразительной деятельности детей можно использовать заготовки, например, вырезать
фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам нарисовать на ней полоски и
пятна; изобразить на ватмане большую змею, и попросить детей разрисовать ее так,
как им захочется. Хорошим приемом является прикладывание к бумаге поролона,
пропитанного краской, или специальной печатки. Печатками могут служить катушки,
кусочки овошей и любые другие подходящие предметы.
В ходе занятий с художественными материалами следует
побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя
игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать
разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его
от лисы и т. п. При этом воспитатель должен помогать детям при создании
предметных и сюжетных рисунков (например, взрослый рисует травку и стебли цветов,
а дети — головки цветов).
Следует откликаться на просьбы детей нарисовать
картинку по их замыслу. В ходе такой деятельности малыши внимательно наблюдают,
как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать.
Воспитатель должен поддерживать инициативу ребенка в создании самостоятельных
рисунков по замыслу.
Необходимо побуждать детей к лепке из пластилина,
глины, теста, помогая им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов.
Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для раскрашивания в группе хорошо
иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.).
В процессе занятий с пластическими материалами дети
овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают
комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая
плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой также можно
вплетать в игровые сюжеты, используя для игр изготовленные из пластилина
предметы (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в
магазин и т.п.).
Желательно также знакомить детей с элементарными
способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов,
используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки,
семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.).
Приобщая детей к изобразительной деятельности, следует
поддерживать инициативу каждого ребенка, его стремление что-либо изобразить;
предоставлять право выбора материала, средств, замысла. Показывая детям образцы
того или иного вида деятельности, взрослый должен предоставить им возможность
действовать самостоятельно и не навязывать всей группе одно и то же занятие
или игру.
При проведении занятий и игр с маленькими детьми лучше
комплексно использовать различные виды художественной деятельности, например,
рисовать под музыку; лепить персонажей сказок и затем обыгрывать их сюжеты.
Очень важно отношение взрослого к продуктам творчества
ребенка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его,
относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя забирать у малыша
рисунки и поделки без его разрешения, лучше попросить его нарисовать
что-нибудь (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок
педагогу (родителям, другому ребенку). Желательно, чтобы экспонировались все
детские работы, а не только самые лучшие. Но предварительно нужно договориться
с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим
твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его
слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского
творчества.
Внимательное отношение взрослых к детским работам
способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует
творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.
Приобщение детей к музыкальной культуре
Для приобщения детей к музыкальной культуре в детском
учреждении и в каждой группе должна быть создана особая музыкальная среда.
Музыку следует органично включать в различные вилы деятельности детей (на
физкультурных занятиях, на занятиях изобразительной деятельностью, при проведении
подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов полезно использовать
соответствующее музыкальное сопровождение (веселая музыка при встрече детей,
проведении зарядки на прогулке, колыбельная перед сном).
В детском учреждении должен быть музыкальный зал,
оснащенный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.); в
групповом помещении оборудован музыкальный уголок, содержащий детские
музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки,
колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.
Экспериментируя с инструментами и другими звучащими
предметами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по
высоте, подражать и имитировать звучание разных инструментов. (Например,
барабан —«бум-бум», дудочка —«ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь».)
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что
эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, — это
основа его будущей музыкальности. Педагог должен создать условия для развития
у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого нужно предлагать
малышам для прослушивания детские песенки, фрагменты классических музыкальных
произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в
исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыкального
произведения следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с
характером музыки, пританцовывать, притопывать, хлопать в ладоши, кружиться,
подпевать. При этом педагог должен разделить любой эмоциональный отклик
ребенка на музыку, подключиться к его действиям, похвалить малыша. Также он
может побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол,
зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.
Воспитатель вместе с малышами может прослушать
звучание разнообразных музыкальных инструментов, игрушек, акцентируя внимание
детей на их звучании (громкость, высота, темп и др.). При этом взрослый должен
использовать различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое
музыкальными средствами («сердитый барабан», «веселый бубен», «звонкий
колокольчик», «грустная дудочка», «озорная погремушка» и т.п.); побуждать
малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются
цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и
т.п.).
При прослушивании музыкальных фрагментов воспитатель
может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, передаваемое
музыкальными инструментами, помочь назвать его.
Педагог должен поддерживать интерес детей к пению,
танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие
игры. Например, он может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики,
трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый
оркестр»; спеть колыбельную куколке, сделать зарядку вместе с зайчиками под
веселую песенку. Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми
танцевальными движениями (ставят ножку на носок, кружатся, приседают,
размахивают платочком в такт музыке).
Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным
играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы малыш испытывал
удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение правильно интонировать,
или, хлопая (топая), попадать в ритм звучащей музыки не должно быть основной
целью занятий.
Музыкальному развитию способствует участие детей в
праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши
могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и старшие дети, но и
сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах,
играх).
Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение к театрализованной деятельности
способствуют освоению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков,
развитию способности к сопереживанию.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся
очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании
выразительного чтения стихов и сказок. Педагог должен использовать разные
возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая
фантазию ребенка. Например, на прогулке воспитатель может сказать: «Посмотрите,
какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся,
поздороваемся». Он также может предложить малышам изобразить, как топает
медведь, прыгает зайчик, рычит волк, летает самолет, качаются веточки деревьев,
шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами
и песенками.
С театрализованными представлениями дети могут
познакомиться при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, спектаклей
кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов,
родителей, старших детей.
Следует привлекать детей к посильному участию в
инсценировках знакомых сказок, стихов, а также эпизодов их повседневной жизни.
При проведении инсценировок рекомендуется использовать разнообразные кукольные
театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе), а
также обыкновенные игрушки. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли
полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать жестами
действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут
«тянуть» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и
бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, и пищать за нее. Малыши могут
не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными
персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и
подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют
свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и
интонация.
Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать
от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание
ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей
показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку
взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает чувства
ребенка, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.
|