Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 07:06

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Программа воспитания и развития детей раннего возраста 1-3 года «Первые шаги»

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях допол­нительного образования).

Программа разработана детскими психологами — сотрудниками лаборатории психического развития дошкольников Психологичес­кого института Российской академии образования и лаборатории психологии раннего возраста Московского городского психолого-педагогического университета. Она основана на современных науч­ных представлениях о закономерностях психического развития ре­бенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.

Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание само­ценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авто­ры стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

Программа является комплексной, так как охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, соци­ально-личностное и художественно-эстетическое.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и ин­тегрироваться в другие образовательные программы.

Программа апробирована в ясельных группах дошкольных образо­вательных учреждений ЦАО г. Москвы.

 

В настоящее время в нашей стране происходит возрождение сис­темы общественного воспитания детей раннего возраста, в связи с чем становится актуальной разработка образовательных программ, от­вечающих современным запросам общества и научным представлени­ям о развитии ребенка. Эти задачи решаются в данной программе, построенной на принципах личностно-ориентированной педагогики. Основная цель программы — развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окру­жающему миру, творческого потенциала.

Научной основой программы послужили исследования лаборато­рии психического развития дошкольников Психологического инсти­тута Российской академии образования, в которых установлены зако­номерности развития и возрастные особенности ребенка от рождения до 3 лет. Исходными теоретическими позициями программы явилась концепция о генезисе общения ребенка М, И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями опре­деляющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность. Многочисленные исследования показали, что при адекватном обще­нии ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного раз­вития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наи­более важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, творческое вооб­ражение, целенаправленность, настойчивость, доверие к людям, уве­ренность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере чело­века зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

Однако в современной практике воспитания детей часто не ре­ализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничи­ваются уходом за малышом (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур, приучение к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.

С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распро­странение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспе­чить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого ран­него возраста обучать малыша школьным предметам — чтению, сче­ту, письму и др. Во многом этому способствует появление большого числа методик, авторы которых обещают родителям в короткий срок развить у ребенка внимание, память, логическое мышление, научить его читать, считать и пр. Большинство игр и занятий, которым при­писывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимает­ся исключительно как усвоение им информации и овладение навы­ками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о законо­мерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и адекватных методах его обучения приводит к тому, что обу­чение сводится к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний.

Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Бо­лее того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком зна­ний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным воз­можностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении маленький ребенок не чувствует себя свободным, активным и само­стоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. В по­следнее время все чаще наблюдаются различные проявления «отчуж­денного знания» у маленьких детей. Например, трехлетние малыши, научившиеся читать и поражающие взрослых скоростью чтения, час­то не понимают содержания прочитанного. Для них чтение — это ме­ханический навык, который не связан с их желанием читать, с лю­бовью к книге. В большинстве случаев это приводит к тому что дети стараются избегать искусственно навязанного, бессмысленного для них занятия.

Исследования последних лет показывают, что приобретенные в ран­нем возрасте умения читать и считать еще не достаточны для успеш­ного освоения ребенком в будущем школьной программы и умствен­ного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой пол­ноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициатив­ными, неуверенными в себе; они отличаются повышенной тревожно­стью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникнове­ние у ребенка невротических заболеваний (например, заикания, на­вязчивых страхов, энуреза и др.).

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспита­ния и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понят­ны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для де­тей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

В программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы вос­питания и обучения детей раннего возраста, основанные на совре­менных научных данных о психологических закономерностях разви­тия ребенка.

Программа основывается на следующих принципах.

Одним из главных принципов является принцип развития. Под раз­витием понимается появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, желаний, интересов, ос­воение новых способов деятельности. Все это находит свое отраже­ние в детской инициативности и самостоятельности, в том, что ма­лыш сам к чему-то стремится, сам что-то придумывает и старается достичь результата. На развитие этих способностей и личностных ка­честв ребенка нацелена программа; ее содержание и методы разрабо­таны в соответствии с интересами, потребностями и возможностями детей раннего возраста.

При разработке программы авторы стремились следовать гумани­стическим традициям, заложенным в трудах таких психологов и педаго­гов, как К.Д. Ушинский, A.C. Симонович, E.H. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер, В. А. Сухомлинский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. В их работах утверждается важный педагогический прин­цип самоценности каждого возраста, исходя из которого каждый пе­риод детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. С этих по­зиций, решение образовательных задач должно опираться на харак­терные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослым занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — иг­рать, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, кон­струировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предпо­лагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сами действия и их итоги радуют малыша. Но вместе с тем, многообразие видов деятельности позволяет ребенку получить новые знания, освоить умения и навы­ки, а главное — развивает его чувства, мышление, воображение, па­мять, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Принцип деятельности — следующий базовый принцип програм­мы. Авторы исходили из представления о том, что мотиваиионная сфера ребенка, его практические умения и способы действия форми­руются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую дея­тельность раннего возраста — предметно-практическую. При этом фор­мирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средст­ва реализации деятельности. В соответствии с этими представления­ми, содержание программы построено на включении детей в само­стоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процес­се которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.

Как известно, игра является универсальным методом воспитания и обучения маленьких детей. Любая игра обладает комплексным вос­питательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворе­ние ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрос­лого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Опора на игровые методы — один из важных принципов программы «Первые шаги». В ней игра выступает в качестве основной формы обучения и организации детской жизни в дошкольном учреждении.

Следующий основополагающий принцип программы — принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание усло­вий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувстви­тельны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональ­ная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, вни­мание к настроению ребенка — словом, отношение к нему как к самоценной личности — все это не второстепенные, а главные мо­менты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие явля­ется основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.

В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаи­модействия основной задачей программы является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, доверия к миру, лю­дям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей. В программе предусматривается пре­доставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, ма­териалов. Даются методические рекомендации воспитателям по про­ведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.

Следующий принцип, которому следует программа — принцип пол­ноты содержания образования. Современные требования к содержа­нию образования детей предполагают обеспечение условий для их все­стороннего развития. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сфе­ры развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Программа «Пер­вые шаги» является комплексной, в ней предусмотрено создание условий для физического, познавательного, речевого развития ребен­ка, формирования предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции со­держания образования. В соответствии с современными психолого-пе­дагогическими представлениями, содержание образования детей долж­но быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом про­цессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окру­жающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе прин­цип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Классификация игр по отдельным направлениям развития достаточно условна, поскольку каж­дая игра в той или иной мере активизирует разные виды деятельнос­ти, а также все психические процессы и способности ребенка. Про­грамма также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет педагогам объединять предметно-практи­ческую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и дру­гие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной «Концепции непрерывного образования».

Теоретические основы программы, ее цели, задачи и содержание обес­печивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее эф­фективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего воз­раста в дошкольный.

Принцип преемственности предполагает также достижение согла­сованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образо­вательном учреждении и семье. В данной программе содержатся ме­тодические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, представленные в методических пособиях к программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего воз­раста, в программе ставятся следующие педагогические задачи:

• развитие предметной деятельности и познавательных способно­стей детей;

• развитие речи;

• развитие игровой деятельности;

• развитие общения со сверстниками;

• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;

• физическое развитие.

В соответствующих методических пособиях, входящих в комплект программы, представлены описания игр и занятий с детьми по указан­ным направлениям развития и соответствующие методические рекомен­дации. Заложенная в программу возможность выбирать, варьировать и комбинировать игры и занятия обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические усло­вия развития ребенка.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (23.09.2011)
Просмотров: 7229 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru