Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 13:54

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие игровой деятельности

Игра — это уникальное средство воспитания и развития ребенка, которое издавна используется в народной педагогике. В раннем воз­расте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сю­жетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры.

К играм-забавам относится большинство народных игр: игры-по­тешки («Ладушки», «Сорока»), хороводные игры («Каравай», «Раз­дувайся пузырь»), разнообразные подвижные игры (прятки, салоч­ки). Эти игры ярко эмоционально окрашены, включают ритмические повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звука­ми и словами. В них, как правило, осуществляется непосредствен­ный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам мож­но отнести и имитационные игры, в которых дети с помощью выразительных движений и звуков изображают животных, птиц, ма­шину, паровоз и др.

В играх-потешках малышей привлекает простота и легкость дей­ствий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радо­сти от совместной со взрослым игры. Богатые возможности для та­кого рода игр дают и произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми.

Самые первые игры взрослых с детьми, такие как «Прятки», «Ла­душки» включают в себя элементы условности и несложные действия персонажа, которые воспитатель многократно адресует малышу. Ребе­нок не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побе­гать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, воз­никающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, под­брасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообраз­ными предметами и игрушками, зарождается новый вид игры — про­цессуальная игра.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные си­туации, в которых отражается их собственный жизненный опыт, впе­чатления, полученные из наблюдений за окружающим, из книг и рас­сказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх лети, как правило, воспроизводят различ­ные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды ска­зок, рассказов, стишков.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидак­тическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр-забав; она и сама может стать их частью. Игры-драматизации часто пе­реплетаются с имитационными играми и т.п. Все эти игры могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Каждая игра вносит определенный вклад в развитие ребенка, и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх-забавах и подвижных играх развивается эмоциональная сфера, двига­тельная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все игры способствуют разви­тию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. В сю­жетных играх и играх-драматизациях происходит социальное разви­тие ребенка. Изображая взаимодействия персонажей игры, малыш учится понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Че­рез собственные переживания он осваивает моральные нормы, зна­комится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жад­ный» и др. В процессе коллективных и совместных игр ребенок учится общаться с другими детьми, согласовывать с ними свои желания и действия.

Развитию игровой деятельности следует уделять особое внимание. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности.

Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные про­цедуры (умывание, переодевание, укладывание спать, кормление, при­ход и уход детей) делает их более привлекательными для малыша, снимает возможные негативные переживания, способствует установ­лению доброжелательных отношений с педагогом, поддержанию бла­гоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Важно, чтобы педагог в течение дня выделял специальное время для организации разнообразных детских игр. Нередко взрослые ос­тавляют детей наедине с игрушками и считают, что малыши смогут занять себя самостоятельно. Но даже самые полезные игрушки сами по себе не могут научить ребенка играть. Они стимулируют предмет­но-манипулятивную и ориентировочную деятельность, но преобразо­вать действия ребенка в игровую деятельность может только партнер, умеющий играть. Обычно такими партнерами выступают взрослые или старшие дети. Если ребенок остается один на один с игрушками, его действия с ними долгое время остаются однообразными и примитив­ными, не оказывая на игру развивающего эффекта. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен научиться иг­рать, а уже после этого он сможет самостоятельно развивать сюжет игры, придумывать новые игры.

Несмотря на признание педагогами и психологами значения иг­ровой деятельности для развития ребенка, в практике воспитания ей не уделяется достаточного внимания. С одной стороны, пребывание детей в яслях часто ограничивается режимными моментами и рег­ламентированными занятиями, на игру времени не остается. С дру­гой стороны, если даже игре и отводится специальное время, то во многих случаях она сводится к обучению детей игровым действиям в рамках заранее запланированного воспитателем сюжета. Воспита­тель разучивает с детьми игру, которую потом побуждает воспроиз­водить в неизменном виде. Именно так понимаются термины «фор­мирование игры» или «руководство игрой». Такой подход в корне неправилен, так как без свободного выбора ребенком игрушек, дей­ствий, сюжета игра перестает быть игрой, превращаясь в формаль­ное занятие. Из нее «уходят» творческая активность ребенка, радость самостоятельных «открытий», малыш лишается удовольствия от сво­боды самовыражения.

Обучение игре должно осуществляться не в ходе формальных за­нятий, а в процессе совместной игры со взрослым. Следует предла­гать малышам на выбор ту или иную игру, стремиться к тому, чтобы заинтересовать игрой всех детей, научить их новым играм. Необходи­мо также поддерживать собственную инициативу детей в развертыва­нии той или иной игры. Помимо коллективных игр, воспитатель дол­жен организовывать индивидуальные игры с каждым ребенком.

Специальной задачей педагога является развитие у детей процессу­альной игры. Для решения этой задачи необходимо создание опреде­ленных психолого-педагогических условий.

Прежде всего, следует уделить внимание созданию предметной сре­ды, которая будет побуждать детей к игре. В группе организуются зо­ны, предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовле­ния еды, купания игрушек, для игры в больницу, парикмахерскую и пр. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе.

Групповую комнату нужно оснастить разными видами игрушек: реалистическими, воспроизводящими облик людей, животных, чер­ты реальных предметов (например, плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается ду­ховка, поворачиваются ручки); прототипическими — условно вос­производящими детали предметов (плита, у которой лишь обозна­чены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать);

предметами-заместителями, то есть предметами, не имеющими сход­ства с реальными вещами, но удобными для использования в ус­ловном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, ка­мушки и пр.

Непременным атрибутом сюжетных игр являются игрушечные животные и куклы. Куклы могут быть разных размеров, выполнены из различных материалов, представлять разные профессии (врач, сол­дат, клоун и др.). Желательно также, чтобы в группе имелись куклы, изображающие представителей разных народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду).

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в иг­ре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для возникновения игры необходимо обогащать их жизненный опыт. Именно собствен­ный опыт ложится в основу сюжетных игр ребенка, дает тот мате­риал, который становится содержанием игры. Для обогащения жиз­ненного опыта детей следует привлекать их внимание к действиям взрослых, обсуждать с ними домашние дела, читать книжки, расска­зывать истории.

Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, воспитатель должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вы­звать у него доверие и желание действовать вместе. Ребенок прини­мает и усваивает новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой, проявляет фан­тазию. Если взрослый просто демонстрирует новые игровые действия и комментирует их, малыш не переходит к самостоятельной игре и в лучшем случае ограничивается подражанием воспитателю. Важно по­мнить, что игра — не формальное занятие, она, прежде всего, долж­на доставлять ребенку удовольствие.

В ходе игры воспитатель должен стремиться к равноправному парт­нерству даже с самыми маленькими детьми; обращаться к малышу с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия под его действия. Доброжелательное внимание и поощрение взросло­го стимулируют игровую инициативу ребенка.

Руководство игрой должно быть деликатным. Следует отдавать предпочтение косвенным методам руководства игрой, учитывающим эмоциональное состояние ребенка, его желание играть, наличие иг­ровых навыков. Для того чтобы пробудить игровую активность ре­бенка, взрослый должен начать играть неподалеку от него и посте­пенно вовлечь его в свою игру. Если игра ребенка слишком однообразна, нужно не нарушая хода игры, присоединиться к ней, повторить действие малыша, а затем предложить новый вариант дей­ствия или сюжет.

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у де­тей процессуальной игры как творческой деятельности, предполагает использование разнообразных методических приемов.

Прежде всего, важно пробудить интерес ребенка к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. При этом необходимо поощрять лю­бые самостоятельные действия, включенные в игру, и помогать ма­лышу наполнить игровым смыслом стереотипные действия с предме­тами. Например, ребенку, который просто катает машинку, можно предложить покатать на ней собачку или отвезти кубики для строи­тельства дома.

Очень полезно для развития игры включение игровых персонажей в режимные моменты. Ребенок вместе с куклой или мишкой может кушать, спать, одеваться на прогулку. Если ребенок принимает игро­вую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые дейст­вия, воспитатель должен поддержать его. В игру даже с самыми ма­ленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом, например, протянуть кукле пустую ладошку, объясняя, что это конфета.

По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным иг­рам, принятия им различных воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления первых самостоятельных игровых действий необходимо обогащать игровой опыт малыша. Стимулировать пол­ноценное развитие игры можно разнообразными способами, исполь­зуя их в зависимости от того, на каком уровне развития находится игра ребенка. Рекомендуется постепенно увеличивать круг игровых действий и ситуаций, поддерживать и развивать игровые сюжеты, вовлекая в них ребенка.

Следующим шагом в развитии игры является выстраивание по­следовательности игровых событий. Воспитатель должен помогать ребенку выстраивать цепочки из нескольких последовательных иг­ровых действий, с помощью слов фиксировать переход от одной группы действий к другой («Давай сначала сварим кашку, а потом покормим Лялю»), а также завершение каждого этапа игры («суп сварился», «куклы погуляли»). Это помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет. Также необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами, способствовать расширению круга игровых предме­тов и действий. Так, можно предложить малышу покормить не толь­ко куклу кашей, но и зайчика — морковкой, петушка — зерныш­ками. При этом следует прибегать не к прямым указаниям, а использовать косвенные методы — вопросы, советы. Например, вос­питатель может сказать ребенку: «Твоя куколка уже искупалась?» или: «Кажется, Мишка хочет спать» и т.п. Такие косвенные обращения наталкивают ребенка на дальнейшее самостоятельное разворачива­ние игры.

Значительно обогащает игру включение в нее речевого общения с персонажами. Для того чтобы побудить малыша к такому общению, воспитатель может сам обратиться к нему от имени персонажа или обратиться к игрушке с вопросом, предложением (например, спро­сить у куклы: «Хочешь попить молочка?» или: «Давай, мы уложим те­бя спать»). Благодаря участию взрослого, игрушки «оживают», при­обретают свой характер, голос, совершают какие-то действия и вступают в отношения друг с другом.

Важнейшим шагом в развитии игры является введение в нее пред­метов-заместителей, то есть использование знакомых предметов в новом качестве и наделение их новыми именами. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить камушки в конфетки, крыш­ку от банки в зеркальце, палочку — в мостик или лодочку. Такие иг­ровые замещения способствуют развитию воображения ребенка, яв­ляются яркими свидетельствами его проявления. Использование игровых замещений является первой ступенькой к переходу от процессуальной к сюжетно-ролевой игре — ведущей деятельности ребенка дошколь­ного возраста.

В раннем возрасте уже можно закладывать основы ролевого пове­дения ребенка. Стимулируют ролевое поведение игры-забавы, стихи, сравнение малыша с детенышами животных, побуждения изображать различные предметы. Имитация движений, звуков, эмоциональных состояний персонажей помогает создавать образы-представления, ко­торые ложатся в основу ролевого поведения.

На третьем году дети начинают принимать на себя роль взросло­го, а также распределять роли между персонажами игры. В этом воз­расте малыш способен соотнести свои действия с действиями взрос­лого, называя себя его именем («Катя — мама». «Саша — папа», «кукла — дочка»). Однако создавать условия для принятия ребенком ролевого поведения можно начинать гораздо раньше. Воспитатель мо­жет комментировать игровые действия малыша, связывая их с ролью («Ты мама, а кукла твоя дочка?»), распределять роли между собой и ребенком («Я буду доктором, а ты больным»). В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится стро­ить диалоги, общаться с партнером по игре.

Специальная задача воспитателя — организация совместных игр между детьми. Этой теме посвящен раздел программы «Организация общения со сверстниками».

В пособии Л.Н. Галигузовой «Развитие игровой деятельности» (М.: Мозаика-Синтез, 2007) даются подробные методические рекомен­дации по развитию процессуальной игры, а также описывается игровые сюжеты, которые могут выступить в качестве ориентиров для воспитателя и натолкнуть его на придумывание новых игр.
Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 2962 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru