Игра — это уникальное средство воспитания и развития
ребенка, которое издавна используется в народной педагогике. В раннем возрасте
ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками,
игры-драматизации, дидактические игры.
К играм-забавам относится большинство народных игр:
игры-потешки («Ладушки», «Сорока»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся
пузырь»), разнообразные подвижные игры (прятки, салочки). Эти игры ярко
эмоционально окрашены, включают ритмические повторяющиеся движения,
сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило,
осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К
играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети с помощью
выразительных движений и звуков изображают животных, птиц, машину, паровоз и
др.
В играх-потешках малышей привлекает простота и легкость
действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от
совместной со взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают и
произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно
малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми.
Самые первые игры взрослых с детьми, такие как
«Прятки», «Ладушки» включают в себя элементы условности и несложные действия
персонажа, которые воспитатель многократно адресует малышу. Ребенок не сразу
воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая
эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и
вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит,
покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в
жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными
предметами и игрушками, зарождается новый вид игры — процессуальная игра.
В играх с сюжетными игрушками дети моделируют
различные ситуации, в которых отражается их собственный жизненный опыт, впечатления,
полученные из наблюдений за окружающим, из книг и рассказов взрослых. К играм
с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В
процессуальных (или отобразительных) играх лети, как правило, воспроизводят
различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и
т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.
Часто разные виды игр сочетаются между собой.
Например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или
игр-забав; она и сама может стать их частью. Игры-драматизации часто переплетаются
с имитационными играми и т.п. Все эти игры могут быть подвижными и спокойными,
индивидуальными и групповыми.
Каждая игра вносит определенный вклад в развитие
ребенка, и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в
играх-забавах и подвижных играх развивается эмоциональная сфера, двигательная
активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.
Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления,
воображения, речи. В сюжетных играх и играх-драматизациях происходит
социальное развитие ребенка. Изображая взаимодействия персонажей игры, малыш
учится понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные
переживания он осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый»,
«злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др. В процессе коллективных и
совместных игр ребенок учится общаться с другими детьми, согласовывать с ними
свои желания и действия.
Развитию игровой деятельности следует уделять особое
внимание. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных
видов детской деятельности.
Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные
процедуры (умывание, переодевание, укладывание спать, кормление, приход и
уход детей) делает их более привлекательными для малыша, снимает возможные
негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений с
педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.
Важно, чтобы педагог в течение дня выделял специальное
время для организации разнообразных детских игр. Нередко взрослые оставляют
детей наедине с игрушками и считают, что малыши смогут занять себя
самостоятельно. Но даже самые полезные игрушки сами по себе не могут научить
ребенка играть. Они стимулируют предметно-манипулятивную и ориентировочную
деятельность, но преобразовать действия ребенка в игровую деятельность может
только партнер, умеющий играть. Обычно такими партнерами выступают взрослые или
старшие дети. Если ребенок остается один на один с игрушками, его действия с
ними долгое время остаются однообразными и примитивными, не оказывая на игру
развивающего эффекта. Для того чтобы игра стала действительно развивающей,
ребенок должен научиться играть, а уже после этого он сможет самостоятельно
развивать сюжет игры, придумывать новые игры.
Несмотря на признание педагогами и психологами
значения игровой деятельности для развития ребенка, в практике воспитания ей
не уделяется достаточного внимания. С одной стороны, пребывание детей в яслях
часто ограничивается режимными моментами и регламентированными занятиями, на
игру времени не остается. С другой стороны, если даже игре и отводится
специальное время, то во многих случаях она сводится к обучению детей игровым
действиям в рамках заранее запланированного воспитателем сюжета. Воспитатель
разучивает с детьми игру, которую потом побуждает воспроизводить в неизменном
виде. Именно так понимаются термины «формирование игры» или «руководство
игрой». Такой подход в корне неправилен, так как без свободного выбора ребенком
игрушек, действий, сюжета игра перестает быть игрой, превращаясь в формальное
занятие. Из нее «уходят» творческая активность ребенка, радость самостоятельных
«открытий», малыш лишается удовольствия от свободы самовыражения.
Обучение игре должно осуществляться не в ходе
формальных занятий, а в процессе совместной игры со взрослым. Следует предлагать
малышам на выбор ту или иную игру, стремиться к тому, чтобы заинтересовать
игрой всех детей, научить их новым играм. Необходимо также поддерживать
собственную инициативу детей в развертывании той или иной игры. Помимо
коллективных игр, воспитатель должен организовывать индивидуальные игры с
каждым ребенком.
Специальной задачей педагога является развитие у детей
процессуальной игры. Для решения этой задачи необходимо создание определенных
психолого-педагогических условий.
Прежде всего, следует уделить внимание созданию
предметной среды, которая будет побуждать детей к игре. В группе организуются
зоны, предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды,
купания игрушек, для игры в больницу, парикмахерскую и пр. Игровое пространство
должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке,
так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе.
Групповую комнату нужно оснастить разными видами
игрушек: реалистическими, воспроизводящими облик людей, животных, черты
реальных предметов (например, плита, представляющая собой уменьшенную копию
настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются ручки);
прототипическими — условно воспроизводящими детали предметов (плита, у которой
лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать);
предметами-заместителями, то есть предметами, не
имеющими сходства с реальными вещами, но удобными для использования в условном
значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, колечки
от пирамидки, детали конструкторов, камушки и пр.
Непременным атрибутом сюжетных игр являются игрушечные
животные и куклы. Куклы могут быть разных размеров, выполнены из различных
материалов, представлять разные профессии (врач, солдат, клоун и др.).
Желательно также, чтобы в группе имелись куклы, изображающие представителей
разных народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду).
Следует помнить, что дети раннего возраста могут
отражать в игре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для возникновения
игры необходимо обогащать их жизненный опыт. Именно собственный опыт ложится в
основу сюжетных игр ребенка, дает тот материал, который становится содержанием
игры. Для обогащения жизненного опыта детей следует привлекать их внимание к
действиям взрослых, обсуждать с ними домашние дела, читать книжки, рассказывать
истории.
Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре,
воспитатель должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать
у него доверие и желание действовать вместе. Ребенок принимает и усваивает
новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою
увлеченность игрой, проявляет фантазию. Если взрослый просто демонстрирует
новые игровые действия и комментирует их, малыш не переходит к самостоятельной
игре и в лучшем случае ограничивается подражанием воспитателю. Важно помнить,
что игра — не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять ребенку
удовольствие.
В ходе игры воспитатель должен стремиться к
равноправному партнерству даже с самыми маленькими детьми; обращаться к малышу
с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия под его
действия. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую
инициативу ребенка.
Руководство игрой должно быть деликатным. Следует
отдавать предпочтение косвенным методам руководства игрой, учитывающим
эмоциональное состояние ребенка, его желание играть, наличие игровых навыков.
Для того чтобы пробудить игровую активность ребенка, взрослый должен начать
играть неподалеку от него и постепенно вовлечь его в свою игру. Если игра
ребенка слишком однообразна, нужно не нарушая хода игры, присоединиться к ней,
повторить действие малыша, а затем предложить новый вариант действия или
сюжет.
Специальная работа воспитателя, направленная на
развитие у детей процессуальной игры как творческой деятельности, предполагает
использование разнообразных методических приемов.
Прежде всего, важно пробудить интерес ребенка к игре,
вовлечь его в воображаемую ситуацию. При этом необходимо поощрять любые
самостоятельные действия, включенные в игру, и помогать малышу наполнить
игровым смыслом стереотипные действия с предметами. Например, ребенку, который
просто катает машинку, можно предложить покатать на ней собачку или отвезти
кубики для строительства дома.
Очень полезно для развития игры включение игровых
персонажей в режимные моменты. Ребенок вместе с куклой или мишкой может кушать,
спать, одеваться на прогулку. Если ребенок принимает игровую инициативу
взрослого и начинает сам совершать игровые действия, воспитатель должен
поддержать его. В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные
действия с отсутствующим предметом, например, протянуть кукле пустую ладошку,
объясняя, что это конфета.
По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным
играм, принятия им различных воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым,
появления первых самостоятельных игровых действий необходимо обогащать игровой
опыт малыша. Стимулировать полноценное развитие игры можно разнообразными
способами, используя их в зависимости от того, на каком уровне развития
находится игра ребенка. Рекомендуется постепенно увеличивать круг игровых
действий и ситуаций, поддерживать и развивать игровые сюжеты, вовлекая в них
ребенка.
Следующим шагом в развитии игры является выстраивание
последовательности игровых событий. Воспитатель должен помогать ребенку
выстраивать цепочки из нескольких последовательных игровых действий, с помощью
слов фиксировать переход от одной группы действий к другой («Давай сначала
сварим кашку, а потом покормим Лялю»), а также завершение каждого этапа игры
(«суп сварился», «куклы погуляли»). Это помогает ребенку лучше осознать смысл
своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет. Также
необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами, способствовать
расширению круга игровых предметов и действий. Так, можно предложить малышу
покормить не только куклу кашей, но и зайчика — морковкой, петушка — зернышками.
При этом следует прибегать не к прямым указаниям, а использовать косвенные
методы — вопросы, советы. Например, воспитатель может сказать ребенку: «Твоя
куколка уже искупалась?» или: «Кажется, Мишка хочет спать» и т.п. Такие
косвенные обращения наталкивают ребенка на дальнейшее самостоятельное
разворачивание игры.
Значительно обогащает игру включение в нее речевого
общения с персонажами. Для того чтобы побудить малыша к такому общению,
воспитатель может сам обратиться к нему от имени персонажа или обратиться к
игрушке с вопросом, предложением (например, спросить у куклы: «Хочешь попить
молочка?» или: «Давай, мы уложим тебя спать»). Благодаря участию взрослого,
игрушки «оживают», приобретают свой характер, голос, совершают какие-то
действия и вступают в отношения друг с другом.
Важнейшим шагом в развитии игры является введение в
нее предметов-заместителей, то есть использование знакомых предметов в новом
качестве и наделение их новыми именами. Имея под рукой предметы-заместители,
легко превратить камушки в конфетки, крышку от банки в зеркальце, палочку — в
мостик или лодочку. Такие игровые замещения способствуют развитию воображения
ребенка, являются яркими свидетельствами его проявления. Использование игровых
замещений является первой ступенькой к переходу от процессуальной к
сюжетно-ролевой игре — ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
В раннем возрасте уже можно закладывать основы
ролевого поведения ребенка. Стимулируют ролевое поведение игры-забавы, стихи,
сравнение малыша с детенышами животных, побуждения изображать различные
предметы. Имитация движений, звуков, эмоциональных состояний персонажей
помогает создавать образы-представления, которые ложатся в основу ролевого
поведения.
На третьем году дети начинают принимать на себя роль
взрослого, а также распределять роли между персонажами игры. В этом возрасте
малыш способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя
его именем («Катя — мама». «Саша — папа», «кукла — дочка»). Однако создавать
условия для принятия ребенком ролевого поведения можно начинать гораздо раньше.
Воспитатель может комментировать игровые действия малыша, связывая их с ролью
(«Ты мама, а кукла твоя дочка?»), распределять роли между собой и ребенком («Я
буду доктором, а ты больным»). В процессе таких игр ребенок постепенно
осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с
партнером по игре.
Специальная задача воспитателя — организация
совместных игр между детьми. Этой теме посвящен раздел программы «Организация
общения со сверстниками».
В пособии
Л.Н. Галигузовой «Развитие игровой деятельности» (М.: Мозаика-Синтез, 2007)
даются подробные методические рекомендации по развитию процессуальной игры, а
также описывается игровые сюжеты, которые могут выступить в качестве ориентиров
для воспитателя и натолкнуть его на придумывание новых игр.
|