Среди игр и забав малышей в раннем возрасте особое
место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых дети пытаются воспроизводить
те действия взрослых, которые наблюдают в своей повседневной жизни. Маленького
ребенка привлекает все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому
лежит в основе появления особого вида детской деятельности — предметной или
процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане («понарошку»)
может действовать, как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что
в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности
взрослых, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх
ребенок чаше всего отображает ситуации, в которых он является объектом
воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные
бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).
Усваивать игровое назначение предметов малыш начинает
в конце первого года жизни. Вместе со взрослым он кормит куклу, укладывает ее
спать, купает. Однако такие игровые действия пока еще очень кратковременны и в
отсутствие взрослого сменяются манипуляциями.
На втором году жизни интерес ребенка к играм с
сюжетными игрушками возрастает. На этом этапе происходит становление основных
компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, самостоятельных игровых
действий, действий с предметами-заместителями) и усложнение ее структуры.
Если первые игровые действия ребенок совершает по
инициативе взрослого, а не по собственному побуждению, то со временем малыш все
чаше сам начинает проигрывать сначала короткие, а затем и более длительные
игровые эпизоды. Постепенно возрастает количество и разнообразие действий с
предметами, игровые действия становятся более самостоятельными, устойчивыми,
осознанными и обобщенными. Увеличивается число персонажей, с которыми ребенок
играет самостоятельно. Появляется перенос действий с одного персонажа на
другие. Так, если годовалый малыш укладывал спать только ту куклу, которую
убаюкивала мама, то со временем йн начинает укладывать и другие игрушки,
которые имеются в игровом уголке. С возрастом расширяется также спектр игровых
действий и сюжетов: малыш сам кормит, причесывает, купает кукол, моет посуду и
т.д. Помимо этого он начинает выполнять одно и то же действие с помощью разных
предметов, например, кормит куклу из чашки, тарелки, кастрюли, с помощью
ложки, вилки, ножа и пр.
С возрастом усложняется структура игровых действий
ребенка: разрозненные действия начинают объединяться в «цепочки». По мере расширения
репертуара игровых действий ребенок начинает объединять их в некоторую
последовательность. Например, он сначала кормит куклу, потом причесывает ее,
затем купает. Вместе с тем, на протяжении второго и начала третьего года жизни
последовательность игровых действий определяется не жизненной логикой, а теми
предметами, которые попадают в поле зрения малыша. Иногда он «застревает» на
одном и том же действии, многократно повторяя его и забывая о том, для чего он
это действие совершает. Например, решив покормить куклу супом, ребенок долго
«режет» пластмассовым ножом все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но
покормить куклу забывает.
На втором году жизни ребенок начинает пользоваться
предметами-заместителями. Первые замещения появляются в его игре под влиянием
взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки,
предложить ей кубик вместо хлеба. Он может также дополнить игровую ситуацию
условным действием без использования предмета, например, поднести кукле пустую
ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре ребенок этого
возраста, как правило, играет с реалистическими предметами и замещения
использует редко.
Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры.
В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры.
Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с
сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь участие взрослого в игре не так
важно: игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре.
Совершенствуется состав и структура игровых действий,
увеличивается их вариативность, они начинают отражать логическую последовательность
событий. Например, для того, чтобы приготовить кукле обед, ребенок режет
овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, сервирует стол
и, наконец, кормит куклу. При этом ребенок начинает заранее планировать свои
действия, говоря об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить,
потом поешь, и пойдем гулять». К трем годам игра ребенка обогащается новыми игровыми
сюжетами. Малыши начинают лечить кукол, играть в магазин, парикмахерскую и
т.п.
На третьем году ребенок начинает все чаще включать в
игру предметы-заместители. Если раньше используя предметы-заместители, ребенок
подражал взрослому, то теперь малыш способен придумывать собственные
замещения. Один и тот же предмет он начинает использовать в разных функциях.
Например, кубик может стать хлебом, печеньем, плитой, стульчиком, шарик —
яичком, яблочком, конфеткой и т.п. Появление символических замещений расширяет
возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной
ситуации. Игра приобретает творческий характер.
На протяжении раннего возраста происходит постепенная
подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли.
Сначала, подражая действиям взрослого, ребенок не
осознает, что он играет некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа,
хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила
название «роль в действии». В начале третьего года жизни малыш, выполняя то
или иное игровое действие, начинает обозначать его как свое собственное,
например: «Аня варит суп». Иногда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок
называет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако
развернуть сюжет вокруг этой роли пока еще не может.
Во второй половине третьего года жизни у детей
постепенно начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова.
Ребенок сам начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу —
дочкой или сыночком и т. п. В игре появляются диалоги с персонажами, например,
разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего
возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре —
ведущей деятельности дошкольного возраста.
Так же как и все основные приобретения раннего
возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослого. Если родители
и воспитатели не проводят соответствующей педагогической работы, ролевое
поведение формируется значительно позже.
Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие
ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания
ребенком окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, как и в
ходе предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию
предметов. В отличие от предметной деятельности, усвоение смыслов человеческой
деятельности в ходе процессуальной игры не требует усилий, связанных с
освоением правильных, с точки зрения операционально-технической стороны,
действий. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических
возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра
является важным фактором социального развития ребенка: она способствует
развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей,
способности к сопереживанию.
Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность.
Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного
опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения. В
процессуальной игре закладываются основы творчества.
|