Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 09:01

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие игровой деятельности

Среди игр и забав малышей в раннем возрасте особое место за­нимают игры с сюжетными игрушками, в которых дети пытаются вос­производить те действия взрослых, которые наблюдают в своей по­вседневной жизни. Маленького ребенка привлекает все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе появле­ния особого вида детской деятельности — предметной или процессу­альной игры, в ходе которой ребенок в условном плане («понарошку») может действовать, как взрослый. Особенность таких игр заключает­ся в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сто­рона деятельности взрослых, а результат является мнимым, вообра­жаемым. В процессуальных играх ребенок чаше всего отображает ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (ма­мы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые дейст­вия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).

Усваивать игровое назначение предметов малыш начинает в кон­це первого года жизни. Вместе со взрослым он кормит куклу, укла­дывает ее спать, купает. Однако такие игровые действия пока еще очень кратковременны и в отсутствие взрослого сменяются манипу­ляциями.

На втором году жизни интерес ребенка к играм с сюжетными иг­рушками возрастает. На этом этапе происходит становление основ­ных компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, само­стоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями) и усложнение ее структуры.

Если первые игровые действия ребенок совершает по инициативе взрослого, а не по собственному побуждению, то со временем малыш все чаше сам начинает проигрывать сначала короткие, а затем и бо­лее длительные игровые эпизоды. Постепенно возрастает количество и разнообразие действий с предметами, игровые действия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенны­ми. Увеличивается число персонажей, с которыми ребенок играет са­мостоятельно. Появляется перенос действий с одного персонажа на другие. Так, если годовалый малыш укладывал спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то со временем йн начинает укладывать и другие игрушки, которые имеются в игровом уголке. С возрастом рас­ширяется также спектр игровых действий и сюжетов: малыш сам кор­мит, причесывает, купает кукол, моет посуду и т.д. Помимо этого он начинает выполнять одно и то же действие с помощью разных пред­метов, например, кормит куклу из чашки, тарелки, кастрюли, с по­мощью ложки, вилки, ножа и пр.

С возрастом усложняется структура игровых действий ребенка: раз­розненные действия начинают объединяться в «цепочки». По мере рас­ширения репертуара игровых действий ребенок начинает объединять их в некоторую последовательность. Например, он сначала кормит кук­лу, потом причесывает ее, затем купает. Вместе с тем, на протяжении второго и начала третьего года жизни последовательность игровых дей­ствий определяется не жизненной логикой, а теми предметами, кото­рые попадают в поле зрения малыша. Иногда он «застревает» на од­ном и том же действии, многократно повторяя его и забывая о том, для чего он это действие совершает. Например, решив покормить кук­лу супом, ребенок долго «режет» пластмассовым ножом все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но покормить куклу забывает.

На втором году жизни ребенок начинает пользоваться предмета­ми-заместителями. Первые замещения появляются в его игре под вли­янием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу па­лочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба. Он может также дополнить игровую ситуацию условным действием без исполь­зования предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и ска­зать «конфетка». Однако в самостоятельной игре ребенок этого возра­ста, как правило, играет с реалистическими предметами и замещения использует редко.

Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторо­на игры. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начи­нают побуждать ребенка к игре.

Совершенствуется состав и структура игровых действий, увеличи­вается их вариативность, они начинают отражать логическую после­довательность событий. Например, для того, чтобы приготовить кук­ле обед, ребенок режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, сервирует стол и, наконец, кормит куклу. При этом ребенок начинает заранее планировать свои действия, говоря об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь, и пойдем гулять». К трем годам игра ребенка обогащается новыми иг­ровыми сюжетами. Малыши начинают лечить кукол, играть в мага­зин, парикмахерскую и т.п.

На третьем году ребенок начинает все чаще включать в игру предметы-заместители. Если раньше используя предметы-замести­тели, ребенок подражал взрослому, то теперь малыш способен при­думывать собственные замещения. Один и тот же предмет он на­чинает использовать в разных функциях. Например, кубик может стать хлебом, печеньем, плитой, стульчиком, шарик — яичком, яб­лочком, конфеткой и т.п. Появление символических замещений рас­ширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ре­бенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер.

На протяжении раннего возраста происходит постепенная подго­товка ребенка к принятию на себя той или иной роли.

Сначала, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает, что он играет некую роль, не называет себя или куклу именем персона­жа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая иг­ра получила название «роль в действии». В начале третьего года жиз­ни малыш, выполняя то или иное игровое действие, начинает обозначать его как свое собственное, например: «Аня варит суп». Иногда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок называет себя другим име­нем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сю­жет вокруг этой роли пока еще не может.

Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно на­чинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого сло­ва. Ребенок сам начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофе­ром; куклу — дочкой или сыночком и т. п. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре — ведущей дея­тельности дошкольного возраста.

Так же как и все основные приобретения раннего возраста, свое­временное принятие ребенком роли зависит от взрослого. Если роди­тели и воспитатели не проводят соответствующей педагогической ра­боты, ролевое поведение формируется значительно позже.

Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания ребенком окружающего социального и предметного мира. В про­цессе игры, как и в ходе предметной деятельности, ребенок осваи­вает общественную функцию предметов. В отличие от предметной деятельности, усвоение смыслов человеческой деятельности в ходе процессуальной игры не требует усилий, связанных с освоением правильных, с точки зрения операционально-технической стороны, действий. Игра позволяет ребенку расширить границы своих прак­тических возможностей, воспроизводя действия взрослых в услов­ном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, уме­ния понимать чувства и состояния других людей, способности к со­переживанию.

Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способ­ствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чув­ственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, во­ображения. В процессуальной игре закладываются основы творчества.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 1765 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru