Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 29.03.2024, 16:21

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие личности ребенка и кризис трех лет

На протяжении раннего возраста происходят качественные преоб­разования в развитии личности ребенка, которые выражаются в из­менении отношения к предметному миру, окружающим людям и к са­мому себе.

Изменение отношения ребенка к предметному миру связано с раз­витием его ведущей деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий, начина­ет стремиться к достижению правильного результата. В самостоя­тельных занятиях, играх малыш также все чаще руководствуется за­мыслом, представлением о конечном результате действия. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным при дости­жении поставленной цели: сосредоточенно и упорно поворачивает ключик до тех пор, пока не заведет игрушку, внимательно и стара­тельно подбирает детали пазлов, стремясь выложить целостную кар­тинку. Интерес к экспериментированию с незнакомыми предмета­ми, вопросы познавательного характера свидетельствуют о возросшей любознательности ребенка.

В общении со взрослым развиваются такие личностные качества ребенка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. Од­новременно с этим в поведении ребенка стремительно нарастает тен­денция к самостоятельности, все ярче проявляется желание действо­вать независимо от взрослых. К концу раннего возраста эта тенденция находит свое выражение в словах «Я сам». Во взаимоотношениях со взрослыми ярко проявляется стремление малыша получить оценку сво­ей деятельности. Поскольку к трем годам для ребенка становится зна­чимой результативная сторона деятельности, то фиксация его успехов взрослым начинает выступать в качестве необходимого элемента ее выполнения. Малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого к результатам своей деятельности.

Отношение ребенка к себе также претерпевает значительные изме­нения. На протяжении раннего возраста у ребенка происходит все бо­лее отчетливая дифференциация собственного образа, включающего отношение к себе как целостной личности и представление о себе. Уточняется отношение ребенка к себе как к действующему субъекту, расширяются его представления о своем внешнем облике, своих воз­можностях и умениях. Все эти изменения в отношении ребенка к са­мому себе наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, уз­нают себя на фотографии, хорошо знают, где их место за столом, ка­кую одежду надевают на прогулку. На третьем году формируется полоролевая идентификация: у ребенка складывается представление о себе как о мальчике или девочке.

Отношение ребенка к самому себе начинает постепенно опосред­ствоваться его реальными достижениями, оцененными окружающи­ми. Предметный мир становится для него не только миром практи­ческого действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, а взрослый — знатоком и ценителем детских достижений. Новое видение себя через призму сво­их достижений дает начало бурному развитию детского самосознания. Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко об­наруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных и притяжательных местоимений (ребенок все чаще произносит, обра­щаясь к взрослым слова «моя», «мое», «мне»), проявлении чувства собственного достоинства.

К концу раннего возраста собственные достижения приобретают особую значимость для ребенка, что подчас приводит к аффектив­ным реакциям, преувеличению своих достоинств. В случае неудачи малыш может обидеться на взрослого, отказаться от деятельности, оттолкнуть или сломать игрушку, заплакать. Аффективные реакции связаны с тем, что в отношении ребенка к себе преобладает общее ощущение ценности и значимости своего существования вне зави­симости от успехов в тех или иных действиях, то есть общая поло­жительная самооценка, сформированная еще в младенчестве. Пер­воначально ребенок относит оценку взрослым своих действий не к их результату, а к своей личности, что и обуславливает его яркие аф­фективные реакции на порицания. Постепенно в ходе ситуативно-делового общения со взрослыми ребенок начинает отделять отноше­ние к себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Так из общей самооценки вычленяется конкретная са­мооценка, которая не всегда положительна. Отделение конкретной самооценки от общей позволяет смягчить аффективную напряжен­ность восприятия ребенком оценок взрослого. Постепенно малыш начинает относиться к замечаниям взрослого и своим неудачам «по-деловому» и перестраивать свою деятельность так, чтобы достичь правильного результата.

Стремление ребенка к достижению правильного результата, жела­ние продемонстрировать свои успехи окружающим, обостренное чув­ство собственного достоинства являются внешними проявлениями

личностного новообразования раннего возраста, которое получило на­звание «гордость за достижение» (М.И. Лисина, Т. В. Ермолова).

Сложный и противоречивый процесс формирования нового отно­шения к себе во многом обусловливает кризисные проявления в по­ведении ребенка, которые особенно ярко обнаруживают себя в кон­це раннего возраста. К трем годам у ребенка появляются определенные устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Если раньше, когда малыш хотел чего-то недозволенного, взрослым удавалось переключить его внимание на другие игрушки или занятия, то теперь сделать это становится труд­но, а подчас и невозможно. Резко возросшее к концу раннего возра­ста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существен­ным осложнениям в его отношениях со взрослым. Этот период в пси­хологии получил название кризиса трех лет.

Основными симптомами кризиса являются негативизм, упрямст­во, своеволие, строптивость ребенка. Они проявляются в нежелании малыша выполнять указания взрослого, в стремлении делать все на­оборот, часто в ущерб собственным интересам, постоянном недоволь­стве, капризах по любому поводу. Малыш хочет все делать сам, бо­рется за свою самостоятельность, в его речи все чаще появляются слова «я сам». Ребенок проявляет упрямство, которое отличается от настойчивости: он добивается своего только потому, что так захотел. Например, малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое ре­шение. Малыш часто противопоставляет себя окружающим, в ответ на все предложения или запреты упорно отвечает: «А я хочу!» или «Я не хочу!»

В случае острого протекания кризисного периода может появить­ся резкий антагонизм в отношениях ребенка с членами семьи. Ребе­нок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно. Точно также у него меняется отношение к игрушкам: он может отказывать­ся играть с ними, ударить куклу, сломать ее. В некоторых семьях встре­чается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружаю­щих. Он пытается проявить власть над близкими, стать господином положения.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы от­ношений в семье. Одни считают кризис неизбежным и находят в нем положительные стороны, поскольку через противопоставление себя окружающим ребенок лучше осознает свои возможности, гра­ницы своего «Я», овладевает эмоциональной и волевой сферами, ус­ваивает правила через нарушение запретов. Другие психологи пола­гают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с не­своевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему и считают, что при правильном воспитании кризис можно избежать.

Последние исследования позволяют расширить представления о кри­зисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только как к труд­ному периоду детства, связанному лишь с негативным отношенем ребенка к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором проис­ходит становление новых качеств, перестройка личности малыша. За негативной симптоматикой скрывается положительная тенденция развития ребенка — стремление к большей свободе, самостоятельно­сти. С этих позиций следует различать «кризис развития» и «кризис недоразвития» (М.И. Лисина, Т. В. Ермолова). Ярко выраженная не­гативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопровождает «кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают воз­можности ребенка, он реагирует на их неадекватное отношение уп­рямством, капризами, протестом. При адекватном отношении взрос­лого кризисный период характеризуется позитивными преобразованиями в личности ребенка и не сопровождается негативными проявлениями («кризис развития»).

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 1661 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 0.0/0
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru