На протяжении раннего возраста происходят качественные
преобразования в развитии личности ребенка, которые выражаются в изменении
отношения к предметному миру, окружающим людям и к самому себе.
Изменение отношения ребенка к предметному миру связано
с развитием его ведущей деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще
обращает внимание на результат своих действий, начинает стремиться к
достижению правильного результата. В самостоятельных занятиях, играх малыш
также все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате
действия. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным при достижении
поставленной цели: сосредоточенно и упорно поворачивает ключик до тех пор, пока
не заведет игрушку, внимательно и старательно подбирает детали пазлов,
стремясь выложить целостную картинку. Интерес к экспериментированию с
незнакомыми предметами, вопросы познавательного характера свидетельствуют о
возросшей любознательности ребенка.
В общении со взрослым развиваются такие личностные
качества ребенка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. Одновременно
с этим в поведении ребенка стремительно нарастает тенденция к
самостоятельности, все ярче проявляется желание действовать независимо от
взрослых. К концу раннего возраста эта тенденция находит свое выражение в
словах «Я сам». Во взаимоотношениях со взрослыми ярко проявляется стремление
малыша получить оценку своей деятельности. Поскольку к трем годам для ребенка
становится значимой результативная сторона деятельности, то фиксация его
успехов взрослым начинает выступать в качестве необходимого элемента ее
выполнения. Малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение
взрослого к результатам своей деятельности.
Отношение ребенка к себе также претерпевает
значительные изменения. На протяжении раннего возраста у ребенка происходит
все более отчетливая дифференциация собственного образа, включающего отношение
к себе как целостной личности и представление о себе. Уточняется отношение
ребенка к себе как к действующему субъекту, расширяются его представления о
своем внешнем облике, своих возможностях и умениях. Все эти изменения в
отношении ребенка к самому себе наглядно проявляются в его поведении. К концу
второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают
себя на фотографии, хорошо знают, где их место за столом, какую одежду
надевают на прогулку. На третьем году формируется полоролевая идентификация: у
ребенка складывается представление о себе как о мальчике или девочке.
Отношение ребенка к самому себе начинает постепенно
опосредствоваться его реальными достижениями, оцененными окружающими. Предметный
мир становится для него не только миром практического действия и познания, но
и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, а
взрослый — знатоком и ценителем детских достижений. Новое видение себя через
призму своих достижений дает начало бурному развитию детского самосознания.
Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в
фактах осознания своего «я», в употреблении личных и притяжательных местоимений
(ребенок все чаще произносит, обращаясь к взрослым слова «моя», «мое», «мне»),
проявлении чувства собственного достоинства.
К концу раннего возраста собственные достижения
приобретают особую значимость для ребенка, что подчас приводит к аффективным
реакциям, преувеличению своих достоинств. В случае неудачи малыш может
обидеться на взрослого, отказаться от деятельности, оттолкнуть или сломать игрушку,
заплакать. Аффективные реакции связаны с тем, что в отношении ребенка к себе
преобладает общее ощущение ценности и значимости своего существования вне зависимости
от успехов в тех или иных действиях, то есть общая положительная самооценка,
сформированная еще в младенчестве. Первоначально ребенок относит оценку
взрослым своих действий не к их результату, а к своей личности, что и
обуславливает его яркие аффективные реакции на порицания. Постепенно в ходе
ситуативно-делового общения со взрослыми ребенок начинает отделять отношение к
себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Так из общей
самооценки вычленяется конкретная самооценка, которая не всегда положительна.
Отделение конкретной самооценки от общей позволяет смягчить аффективную
напряженность восприятия ребенком оценок взрослого. Постепенно малыш начинает
относиться к замечаниям взрослого и своим неудачам «по-деловому» и
перестраивать свою деятельность так, чтобы достичь правильного результата.
Стремление ребенка к достижению правильного
результата, желание продемонстрировать свои успехи окружающим, обостренное чувство
собственного достоинства являются внешними проявлениями
личностного новообразования раннего возраста, которое
получило название «гордость за достижение» (М.И. Лисина, Т. В. Ермолова).
Сложный и противоречивый процесс формирования нового
отношения к себе во многом обусловливает кризисные проявления в поведении
ребенка, которые особенно ярко обнаруживают себя в конце раннего возраста. К
трем годам у ребенка появляются определенные устойчивые желания, часто
вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Если раньше,
когда малыш хотел чего-то недозволенного, взрослым удавалось переключить его
внимание на другие игрушки или занятия, то теперь сделать это становится трудно,
а подчас и невозможно. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к
самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в
желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в его отношениях со
взрослым. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
Основными симптомами кризиса являются негативизм,
упрямство, своеволие, строптивость ребенка. Они проявляются в нежелании малыша
выполнять указания взрослого, в стремлении делать все наоборот, часто в ущерб
собственным интересам, постоянном недовольстве, капризах по любому поводу.
Малыш хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность, в его речи все
чаще появляются слова «я сам». Ребенок проявляет упрямство, которое отличается
от настойчивости: он добивается своего только потому, что так захотел.
Например, малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки
исключительно потому, что он не желает изменить свое решение. Малыш часто
противопоставляет себя окружающим, в ответ на все предложения или запреты
упорно отвечает: «А я хочу!» или «Я не хочу!»
В случае острого протекания кризисного периода может
появиться резкий антагонизм в отношениях ребенка с членами семьи. Ребенок как
будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно
ссорится с ними, ведет себя агрессивно. Точно также у него меняется отношение к
игрушкам: он может отказываться играть с ними, ударить куклу, сломать ее. В
некоторых семьях встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению
окружающих. Он пытается проявить власть над близкими, стать господином
положения.
Специалисты по детской психологии, описывающие
симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против
авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье.
Одни считают кризис неизбежным и находят в нем положительные стороны, поскольку
через противопоставление себя окружающим ребенок лучше осознает свои
возможности, границы своего «Я», овладевает эмоциональной и волевой сферами,
усваивает правила через нарушение запретов. Другие психологи полагают, что
само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода
ребенка от предыдущего этапа развития к последующему и считают, что при
правильном воспитании кризис можно избежать.
Последние исследования позволяют расширить
представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только
как к трудному периоду детства, связанному лишь с негативным отношенем ребенка
к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором происходит
становление новых качеств, перестройка личности малыша. За негативной
симптоматикой скрывается положительная тенденция развития ребенка — стремление
к большей свободе, самостоятельности. С этих позиций следует различать «кризис
развития» и «кризис недоразвития» (М.И. Лисина, Т. В. Ермолова). Ярко
выраженная негативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопровождает
«кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают возможности
ребенка, он реагирует на их неадекватное отношение упрямством, капризами,
протестом. При адекватном отношении взрослого кризисный период характеризуется
позитивными преобразованиями в личности ребенка и не сопровождается негативными
проявлениями («кризис развития»).
|