Становление предметной деятельности связано с
изменением характера общения ребенка со взрослым. Взрослый становится для
малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только
«поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте,
но и образцом действий с ними. Его роль уже не сводится к прямой помощи или
демонстрации предметов, теперь у ребенка появляется потребность в
сотрудничестве со взрослым. В таком сотрудничестве взрослый является
партнером, участником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мотивов
общения для ребенка выдвигается деловой мотив. Малыш проявляет огромный интерес
к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и
вовлекать в свои занятия. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на
первый план. Поэтому такое общение получило название ситуативно-делового (М.И.
Лисина).
В ходе ситуативно-делового общения ребенок одновременно
получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное —
возможность овладевания новыми, культурными способами действий с предметами.
Взрослый разъясняет ребенку назначение различных предметов, показывает, как ими
пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их
выполнения, корректирует их.
Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения
взрослый выполняет несколько функций:
• выступает как партнер и помощник в совместной
деятельности;
• дает образцы для подражания;
• действует как «эксперт» по оценке умений и знаний
малыша.
В ходе ситуативно-делового общения со взрослыми
ребенок пользуется разными коммуникативными средствами. Как и прежде, он использует
экспрессивно-мимические средства общения: мимику (взгляды,
улыбки, выражения недовольства и др.), жесты,
вокализации, которые выражают внимание, интерес к другому человеку,
расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.
Постепенно в совместной со взрослым деятельности
ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действенные
средства. Они выражают готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к
совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором
году жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить.
Наиболее распространенными способами вовлечения в
совместную деятельность являются указательные жесты на предмет, протягивание
его взрослому, вкладывание игрушки в руку. Иногда ребенок выражает свое
расположение взрослому, принося ему все свои- игрушки, складывая их рядом или
кладя ему на колени.
К предметно-действенным средствам относятся также
движения и позы ребенка, с помощью которых он выражает готовность к взаимодействию
и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает
«рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения
рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).
И, наконец, на протяжении раннего возраста появляются
речевые средства общения: сначала это лепет, потом автономная детская речь, а
затем и практически полноценная активная речь. Общение со взрослыми оказывает
решающее влияние на развитие речи. В процессе ситуативно-делового общения у
ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует
обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и влияет
на другие виды деятельности ребенка.
Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для
социально-личностного развития ребенка. В раннем возрасте ребенок проявляет
ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими
взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с
предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают у
ребенка скованность, зажатость, а иногда и страх. Познавательная активность и
исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями
с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие
интереса ребенка к внешнему миру и его познавательную активность. Если у
ребенка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует
познавательный интерес и исследовательскую активность даже в новой, вызывающей
у малыша опасение ситуации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности,
старается привлечь ее к игре, поделиться с ней своими впечатлениями.
В раннем возрасте привязанность к близким взрослым
проявляется наиболее ярко. Часто можно наблюдать, как остро ребенок реагирует
на разлуку с мамой. Придя в ясли, он не отпускает ее от себя, боится остаться
один хотя бы на минуту. Однако по мере накопления опыта общения с разными
людьми ребенок становится все более самостоятельным и независимым от близких
взрослых. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребенку
вступать в контакт не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.
Общение со взрослыми является одним из решающих
факторов развития личности и самосознания ребенка. Благоприятный опыт сотрудничества
с ними влияет на развитие у ребенка представления о себе, своих возможностях,
стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность,
стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в
деятельности.
В рамках ситуативно-делового общения закладываются
предпосылки для возникновения новой его формы — внеситуативно-познавательного
общения. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период,
когда ребенок овладевает активной речью, начинает задавать взрослым вопросы об
окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках.
Малыша уже не удовлетворяют только практические способы познания, поэтому он
начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе
которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми
ребенок не может взаимодействовать непосредственно. Возникновение новой формы
общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление
потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к
познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьезные
ответы, иметь свое мнение.
Общение ребенка со взрослыми, которые организуют
стимулирующую развитие предметную среду, привлекают его внимание к новым
объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из
важных условий развития познавательной активности малыша.
|