Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 08:57

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие общения ребенка со взрослым

Становление предметной деятельности связано с изменением ха­рактера общения ребенка со взрослым. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с ними. Его роль уже не сводится к прямой помощи или демонстрации предметов, теперь у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрос­лым. В таком сотрудничестве взрослый является партнером, участ­ником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мо­тивов общения для ребенка выдвигается деловой мотив. Малыш проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и вовлекать в свои занятия. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на пер­вый план. Поэтому такое общение получило название ситуативно-делового (М.И. Лисина).

В ходе ситуативно-делового общения ребенок одновременно по­лучает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, глав­ное — возможность овладевания новыми, культурными способами дей­ствий с предметами. Взрослый разъясняет ребенку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть дей­ствиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый вы­полняет несколько функций:

• выступает как партнер и помощник в совместной деятельности;

• дает образцы для подражания;

• действует как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В ходе ситуативно-делового общения со взрослыми ребенок поль­зуется разными коммуникативными средствами. Как и прежде, он ис­пользует экспрессивно-мимические средства общения: мимику (взгляды,

улыбки, выражения недовольства и др.), жесты, вокализации, которые выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к не­му, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

Постепенно в совместной со взрослым деятельности ребенок ос­ваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действен­ные средства. Они выражают готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наибо­лее часто встречается на втором году жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить.

Наиболее распространенными способами вовлечения в совмест­ную деятельность являются указательные жесты на предмет, протяги­вание его взрослому, вкладывание игрушки в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому, принося ему все свои- игруш­ки, складывая их рядом или кладя ему на колени.

К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы ребенка, с помощью которых он выражает готовность к взаи­модействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. На­пример, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

И, наконец, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала это лепет, потом автономная детская речь, а затем и практически полноценная активная речь. Общение со взрос­лыми оказывает решающее влияние на развитие речи. В процессе си­туативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использо­вание речи расширяет возможности общения и влияет на другие ви­ды деятельности ребенка.

Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социаль­но-личностного развития ребенка. В раннем возрасте ребенок прояв­ляет ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоци­ональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают у ребенка скованность, зажатость, а иногда и страх. Познавательная активность и исследова­тельская деятельность малыша во многом определяется его отноше­ниями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тор­мозит развитие интереса ребенка к внешнему миру и его познавательную активность. Если у ребенка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследователь­скую активность даже в новой, вызывающей у малыша опасение си­туации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, стара­ется привлечь ее к игре, поделиться с ней своими впечатлениями.

В раннем возрасте привязанность к близким взрослым проявляет­ся наиболее ярко. Часто можно наблюдать, как остро ребенок реаги­рует на разлуку с мамой. Придя в ясли, он не отпускает ее от себя, боится остаться один хотя бы на минуту. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребенок становится все более са­мостоятельным и независимым от близких взрослых. Овладение си­туативно-деловой формой общения помогает ребенку вступать в кон­такт не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов раз­вития личности и самосознания ребенка. Благоприятный опыт сотруд­ничества с ними влияет на развитие у ребенка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, на­стойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосыл­ки для возникновения новой его формы — внеситуативно-познава­тельного общения. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребенок овладевает активной речью, начи­нает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках. Малыша уже не удовлетворяют только практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» обще­ние, в ходе которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непо­средственно. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление потребно­сти в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремле­нию к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и по­лучать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Общение ребенка со взрослыми, которые организуют стимулиру­ющую развитие предметную среду, привлекают его внимание к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, яв­ляется одним из важных условий развития познавательной активно­сти малыша.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (23.09.2011)
Просмотров: 1755 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 26
    Гостей: 26
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru