Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 07:42

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие общения со сверстниками

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано, уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстников во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются до­тронуться до руки, одежды ровесника. Случайные эпизоды взаимо­действия быстро прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом.

Полноценное общение между детьми начинает складываться в ран­нем возрасте. В этот период малыши все чаше оказываются рядом друг с другом в яслях, на детской площадке во дворе. Эти ситуации располагают к возникновению первых контактов между детьми, спо­собствуют проявлению интереса к сверстникам. Однако полноценное общение между малышами возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действи­ям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки. Дети обыч­но стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого ребенка. Общение со сверстником складывается по­степенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

Сначала, на втором году жизни, дети проявляют только инте­рес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмо­циями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны.

Инициативные обращения к ровесникам встречаются редко, также редко дети отзываются на инициативу другого ребенка. В их взаи­модействии нет синхронности. Слабые попытки одного ребенка при­влечь к себе внимание другого часто остаются без ответа или про­сто не замечаются.

Отличительной особенностью контактов детей на этом возраст­ном этапе является двойственное отношение к сверстникам. С од­ной стороны, малыши адресуются друг к другу так же, как к взрос­лому: смотрят в глаза, улыбаются, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. С другой стороны, они часто обращаются друг с дру­гом, как с интересным предметом, игрушкой. Если рядом с годо­валым ребенком посадить сверстника и положить куклу, то можно увидеть, что малыш будет вести себя с ними практически одина­ково. Например, потрогает пальчиком глаз у куклы — и пытается проделать то же самое с ровесником; похлопает куклу по голове — и повторит то же самое с ребенком; поднимет и опустит ногу кук­лы—и сразу же пробует произвести это действие с «живой игруш­кой». Экспериментируя подобным образом с одушевленными и не­одушевленными объектами, ребенок исследует, сопоставляет их свойства. Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим со­бой: потрогает свою ногу, а затем — ногу сверстника, рассмотрит и потеребит свои пальчики, а затем проделает то же с пальчиками соседа. Подобными способами малыш изучает свои собственные физические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сходст­во между ними.

Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1 года до 1 го­да 6 месяцев и свидетельствует о том, что в их контактах на первый план выдвигается знакомство со сверстником как с интересным объ­ектом. Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъект­ные свойства. Этим и объясняется особая бесцеремонность в обраще­ниях детей с ровесниками: они дергают друг друга за уши, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого ребен­ка, если он мешает пройти и пр.

В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстнику ребенок все чаще начинает обращаться к нему, как к парт­неру по общению, у малыша резко возрастает чувствительность к воз­действиям ровесника. Сверстник становится все более привлекатель­ным как субъект, партнер по общению, а не как объект манипулирования. С этого момента о детских контактах можно говорить как о полно­ценном общении.

К концу второго года жизни и на третьем году между детьми раз­ворачивается особый вид общения — эмоционально-практическая иг­ра. Ее отличительными особенностями являются непосредственность,

отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркаль­ное отражение действий и движений партнера. Дети стремятся про­демонстрировать себя ровеснику: бегают, визжат, принимают при­чудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Как правило, такое взаимодействие представляет собой «цепную реак­цию»: действие одного ребенка вызывает подражание у другого, ко­торое, в свою очередь порождает череду новых подражательных дей­ствий партнеров. Такая совместная игра, в которой дети общаются непосредственно, без каких-либо предметов, как правило, протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоци­ями. Она позволяет ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобытность, пережить состояние общности и сходства с равным ему сверстником.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на большую привлека­тельность для малышей такого взаимодействия, потребность в об­щении с ровесниками в этом возрасте выражена слабее, чем по­требности в общении со взрослым и в действиях с предметами. Если у кого-то из детей появляется в руках игрушка, это сразу же вызы­вает попытки отобрать ее, что часто приводит к ссорам между ма­лышами. Дети еще не умеют договариваться, делиться игрушками, уступать друг другу.

Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстни­ками, в обогащении его содержания играет взрослый. Привлекая вни­мание малышей друг к другу, выделяя их человеческие качества, ор­ганизуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Общение со сверстниками в раннем возрасте вносит свой вклад в психическое и социальное развитие ребенка.

В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чув­ствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря это­му опыту малыш приобретают умение отстаивать свои права. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действи­ями другого ребенка.

Общение маленьких детей является одним из источников разви­тия у них познавательной активности. Контакты со сверстниками да­ют ребенку дополнительные впечатления, возможность обнаружить и продемонстрировать свои способности и силы, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы. Все эти качества и способности важны для развития самосознания детей. На­блюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребенок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому общение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 1846 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 23
    Гостей: 23
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru