Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно
рано, уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстников
во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одежды
ровесника. Случайные эпизоды взаимодействия быстро прерываются из-за неумения
детей общаться друг с другом.
Полноценное общение между детьми начинает складываться
в раннем возрасте. В этот период малыши все чаше оказываются рядом друг с
другом в яслях, на детской площадке во дворе. Эти ситуации располагают к
возникновению первых контактов между детьми, способствуют проявлению интереса
к сверстникам. Однако полноценное общение между малышами возникает не сразу,
дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к
действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки. Дети обычно
стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого
ребенка. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем
развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.
Сначала, на втором году жизни, дети проявляют только
интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а
контакты между ними эпизодичны и кратковременны.
Инициативные обращения к ровесникам встречаются редко,
также редко дети отзываются на инициативу другого ребенка. В их взаимодействии
нет синхронности. Слабые попытки одного ребенка привлечь к себе внимание
другого часто остаются без ответа или просто не замечаются.
Отличительной особенностью контактов детей на этом
возрастном этапе является двойственное отношение к сверстникам. С одной
стороны, малыши адресуются друг к другу так же, как к взрослому: смотрят в
глаза, улыбаются, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. С другой стороны,
они часто обращаются друг с другом, как с интересным предметом, игрушкой. Если
рядом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить куклу, то можно
увидеть, что малыш будет вести себя с ними практически одинаково. Например,
потрогает пальчиком глаз у куклы — и пытается проделать то же самое с
ровесником; похлопает куклу по голове — и повторит то же самое с ребенком;
поднимет и опустит ногу куклы—и сразу же пробует произвести это действие с
«живой игрушкой». Экспериментируя подобным образом с одушевленными и неодушевленными
объектами, ребенок исследует, сопоставляет их свойства. Одновременно малыш
сравнивает сверстника с самим собой: потрогает свою ногу, а затем — ногу
сверстника, рассмотрит и потеребит свои пальчики, а затем проделает то же с
пальчиками соседа. Подобными способами малыш изучает свои собственные
физические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сходство между ними.
Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1
года до 1 года 6 месяцев и свидетельствует о том, что в их контактах на первый
план выдвигается знакомство со сверстником как с интересным объектом.
Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъектные свойства. Этим и
объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей с ровесниками: они
дергают друг друга за уши, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове,
отталкивают другого ребенка, если он мешает пройти и пр.
В конце второго года жизни на фоне усиливающегося
интереса к сверстнику ребенок все чаще начинает обращаться к нему, как к партнеру
по общению, у малыша резко возрастает чувствительность к воздействиям
ровесника. Сверстник становится все более привлекательным как субъект, партнер
по общению, а не как объект манипулирования. С этого момента о детских
контактах можно говорить как о полноценном общении.
К концу второго года жизни и на третьем году между
детьми разворачивается особый вид общения — эмоционально-практическая игра.
Ее отличительными особенностями являются непосредственность,
отсутствие предметного содержания; раскованность,
эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное
отражение действий и движений партнера. Дети стремятся продемонстрировать себя
ровеснику: бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные
звукосочетания и пр. Как правило, такое взаимодействие представляет собой
«цепную реакцию»: действие одного ребенка вызывает подражание у другого, которое,
в свою очередь порождает череду новых подражательных действий партнеров. Такая
совместная игра, в которой дети общаются непосредственно, без каких-либо
предметов, как правило, протекает бесконфликтно и сопровождается яркими
положительными эмоциями. Она позволяет ребенку свободно и во всей полноте
выразить свою самобытность, пережить состояние общности и сходства с равным ему
сверстником.
Эмоционально-практическое взаимодействие детей
рождается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на большую привлекательность
для малышей такого взаимодействия, потребность в общении с ровесниками в этом
возрасте выражена слабее, чем потребности в общении со взрослым и в действиях
с предметами. Если у кого-то из детей появляется в руках игрушка, это сразу же
вызывает попытки отобрать ее, что часто приводит к ссорам между малышами.
Дети еще не умеют договариваться, делиться игрушками, уступать друг другу.
Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со
сверстниками, в обогащении его содержания играет взрослый. Привлекая внимание
малышей друг к другу, выделяя их человеческие качества, организуя совместную
предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных
взаимоотношений между детьми.
Общение со сверстниками в раннем возрасте вносит свой
вклад в психическое и социальное развитие ребенка.
В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше
чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка
жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту малыш
приобретают умение отстаивать свои права. Играя со сверстниками, он учится
согласовывать свои действия с действиями другого ребенка.
Общение маленьких детей является одним из источников
развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают
ребенку дополнительные впечатления, возможность обнаружить и продемонстрировать
свои способности и силы, стимулируют яркие переживания, являются полем для
проявления инициативы. Все эти качества и способности важны для развития
самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая
себя с ним, действуя вместе, ребенок как будто «смотрится» в невидимое зеркало,
в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому общение с
равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного
представления ребенка о себе.
|