Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 07:57

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие познавательной активности ребенка

Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: вос­приятия, внимания, памяти, мышления.

В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское по­ведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающе­го его мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, ста­новятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в ран­нем возрасте.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настой­чивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей иссле­довательской деятельности. Нормально развивающийся малыш актив­но стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, пес­ком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любо­пытство, удивление, радость открытия.

Исследовательская активность ребенка развивается, совершенст­вуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнооб­разная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

В процессе знакомства с предметами и способами их использо­вания совершенствуются все психические процессы. Развитие пси­хических процессов представляет собой целостный процесс, кото­рый характеризуется не столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их взаимосвязей. При­менительно к педагогике раннего возраста это означает, что содер­жанием обучения детей не должно быть развитие и «тренировка» отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или вни­мания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации разных видов де­ятельности детей, и, прежде всего — ведущей предметной деятель­ности, в ходе которой совершенствуются все психические процес­сы в их взаимосвязи.

В целостной системе психических функций в раннем возрасте до­минирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточ­но точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В дру­гих случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не­точным.

На протяжении раннего возраста совершенствуется зрительное восприятие ребенка. Первоначально малыш не умеет зрительно срав­нивать величину и форму предметов, устанавливать их соотноше­ния и действует путем практических проб и ошибок. Например, со­бирая матрешку, он пытается добиться результата силой, втискивая друг в друга неподходящие части, но убедившись в несостоятельно­сти этих действий, переходит к примериванию частей, пока не най­дет нужную деталь. Постепенно от практических ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребенок подби­рает нужные детали «на глаз» и выполняет правильное действие сра­зу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или ста­канчики.

В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Для того чтобы успешно решать позна­вательные и предметно-практические задачи, которые ставит перед ре­бенком взрослый, малышу необходимо понимать его речь. В процес­се совместных действий с предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, к его артикуляционным движениям, стремление произносить слова. Все это способствует оттачиванию фонематичес­кого слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи.

Предметная деятельность способствует развитию мышления ребен­ка. Многие действия, которые ребенок совершает с предметами, сви­детельствуют о том, что он способен обнаруживать связь между от­дельными предметами и явлениями, своими действиями и полученным результатом. Сначала установление таких связей происходит путем прак­тических проб. Например, пытаясь открыть коробку с секретом, ре­бенок совершает множество действий: пытается снять крышку, нажи­мает на кнопочку, отодвигает задвижку. Случайно открыв коробку, он обнаруживает правильный способ действия и в дальнейшем исполь­зует его, не прибегая к случайным пробам.

В ходе действий с предметами ребенок способен производить элементарные обобщения, абстрагируясь от случайных признаков предметов. Он может рассортировать предметы по различным при­знакам (например, по форме — сложить кубики в одну емкость, а шарики — в другую), расположить по величине (выстроить по рос­ту матрешек), собрать целое из частей (фигурную пирамидку или разрезную картинку).

Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ори­ентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления наиболее характерна для детей раннего возраста. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внут­ренних форм мышления.

На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Развитие мышления идет по пути постепенного свертывания внешне разверну­тых действий, появления у ребенка представлений, образов, способ­ности действовать во внутреннем плане. Такая форма мышления на­зывается наглядно-образной.

С возрастом повышается эффективность внутреннего плана дей­ствия, предполагающего построение и хранение в памяти образов пред­метов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, ус­тановление простейших отношений между образами. Память также развивается по линии увеличения объема накопленной информации и длительности ее хранения. В раннем возрасте малыш уже способен хорошо запоминать события своей жизни, вещи и их принадлежность к определенным людям и местам, стихи, сказки и др.

Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительно­сти, концентрации и объема внимания. К концу раннего возраста ма­лыш может удерживать в поле внимания достаточно большое коли­чество предметов и действовать с ними. В целом и память, и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер.

Помимо предметной деятельности на развитие познавательной сфе­ры ребенка большое влияние оказывает овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые важные перспективы его развития.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 2188 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 24
    Гостей: 24
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru