Предметная деятельность способствует развитию
познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления.
В раннем возрасте интенсивно развивается
исследовательское поведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает
самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего
его мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся
«проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем
успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие
в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения
практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости
ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской
деятельности. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым
впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое,
стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные
взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и
веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство,
удивление, радость открытия.
Исследовательская активность ребенка развивается,
совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь
важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в
последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда,
побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития
его познавательной сферы.
В процессе знакомства с предметами и способами их
использования совершенствуются все психические процессы. Развитие психических
процессов представляет собой целостный процесс, который характеризуется не
столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их
взаимосвязей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что
содержанием обучения детей не должно быть развитие и «тренировка» отдельных
процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое
развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации
разных видов деятельности детей, и, прежде всего — ведущей предметной деятельности,
в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи.
В целостной системе психических функций в раннем
возрасте доминирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью
зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с
предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму,
величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и
доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма
расплывчатым и неточным.
На протяжении раннего возраста совершенствуется
зрительное восприятие ребенка. Первоначально малыш не умеет зрительно сравнивать
величину и форму предметов, устанавливать их соотношения и действует путем
практических проб и ошибок. Например, собирая матрешку, он пытается добиться
результата силой, втискивая друг в друга неподходящие части, но убедившись в
несостоятельности этих действий, переходит к примериванию частей, пока не найдет
нужную деталь. Постепенно от практических ориентировочных действий малыш
переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность
проявляется в том, что ребенок подбирает нужные детали «на глаз» и выполняет
правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может,
например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.
В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное
развитие фонематического слуха детей. Для того чтобы успешно решать познавательные
и предметно-практические задачи, которые ставит перед ребенком взрослый,
малышу необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с
предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, к его
артикуляционным движениям, стремление произносить слова. Все это способствует
оттачиванию фонематического слуха, лежащего в основе пассивной и активной
речи.
Предметная деятельность способствует развитию мышления
ребенка. Многие действия, которые ребенок совершает с предметами, свидетельствуют
о том, что он способен обнаруживать связь между отдельными предметами и
явлениями, своими действиями и полученным результатом. Сначала установление
таких связей происходит путем практических проб. Например, пытаясь открыть
коробку с секретом, ребенок совершает множество действий: пытается снять
крышку, нажимает на кнопочку, отодвигает задвижку. Случайно открыв коробку, он
обнаруживает правильный способ действия и в дальнейшем использует его, не
прибегая к случайным пробам.
В ходе действий с предметами ребенок способен
производить элементарные обобщения, абстрагируясь от случайных признаков
предметов. Он может рассортировать предметы по различным признакам (например,
по форме — сложить кубики в одну емкость, а шарики — в другую), расположить по
величине (выстроить по росту матрешек), собрать целое из частей (фигурную
пирамидку или разрезную картинку).
Мышление ребенка, которое осуществляется в форме
внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта
форма мышления наиболее характерна для детей раннего возраста. Настойчивое
воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта
дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более
сложных, внутренних форм мышления.
На протяжении раннего возраста у детей формируется
способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Развитие
мышления идет по пути постепенного свертывания внешне развернутых действий,
появления у ребенка представлений, образов, способности действовать во
внутреннем плане. Такая форма мышления называется наглядно-образной.
С возрастом повышается эффективность внутреннего плана
действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и
людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших
отношений между образами. Память также развивается по линии увеличения объема
накопленной информации и длительности ее хранения. В раннем возрасте малыш уже
способен хорошо запоминать события своей жизни, вещи и их принадлежность к
определенным людям и местам, стихи, сказки и др.
Усложнение деятельности влечет за собой увеличение
длительности, концентрации и объема внимания. К концу раннего возраста малыш
может удерживать в поле внимания достаточно большое количество предметов и
действовать с ними. В целом и память, и внимание на протяжении раннего возраста
сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер.
Помимо предметной деятельности на развитие
познавательной сферы ребенка большое влияние оказывает овладение речью.
Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые
важные перспективы его развития.
|