Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 08:46

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие предметной деятельности

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте (А. Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М.И. Лисина). В процессе этой де­ятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития.

Первые действия ребенка с предметами, появляющиеся в младен­честве, еще не являются истинно предметными, в основном это разно­образные ориентировочно-исследовательские действия и неспецифичес­кие манипуляции. Сначала (6 месяцев) ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки: рассматривает, трогает, вертит в руках, сосет, грызет, постукивает, размахивает, возит по сто­лу и т. п. При этом малыш еще не осознает физических свойств и культурного назначения предметов, не владеет соответствующими спо­собами действия с ними.

Чуть позже (8—9 месяцев) ребенок начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их про­стейшие физические свойства и соотношения: круглый мячик катает, бумагу мнет, погремушкой гремит, резиновую игрушку сжимает и т. п. Такие действия называются специфическими манипуляциями. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для малы­ша уже не изолированно, а в определенных соотношениях с другими предметами: он вкладывает один предмет в другой, продевает игруш­ку через решетки манежа, ставит один кубик на другой и пр. Специ­фические действия такого типа называются соотносящими.

Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, ребенок извлекает множество инфор­мации об объектах, учится устанавливать связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребенка, реализуется его по­знавательная активность.

Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребенок по­лучает удовольствие от самого действия, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружаю­щем его мире.

К концу первого года ребенок осваивает действия нового типа: он начинает использовать предметы в соответствии с их назначением, ко­торое демонстрирует взрослый. Подражая взрослому, малыш воспро­изводит рисунок того или иного движения: подносит ложку ко рту, расческу — к голове и др. Но пока это еще далекое от совершенства копирование, а не собственное предметное действие малыша, кото­рое предполагает осознание смысла действия и его обобщение.

В начале раннего возраста наблюдается особая привязанность де­тей к тем предметам и действиям, которые показывают им взрослые. Например, увидев, как мама «укладывает спать» куклу, малыш начи­нает тянуться именно к этой игрушке и укладывать ее в том же ме­сте, что и мама. При этом, укачивая куклу, он может не обращать внимания на ее положение, например, держать вниз головой. Для ре­бенка важно то, что он воспроизводит движение покачивания с тем же предметом, что и взрослый. Действие ребенка еще не отделено от ' вещи, не имеет обобщенного характера.

Постепенно малыш начинает переносить действия на другие пред­меты — ему уже не требуется именно тот же предмет, с которым дей­ствовал взрослый. Но такой перенос поначалу имеет своеобразный характер. Например, ребенок в возрасте I года 2 месяцев может «кор­мить» кубик, надевать носок на ножку стула или причесывать расче­ской мячик. Подобное поведение свидетельствует о том, что общая схема действия уже отделяется ребенком от конкретных предметов, но его смысл, то есть культурное назначение действия, еще не выде­лены. Данный этап (1 год — 1 год 3 месяца) можно назвать этапом функционального действия. В этот период ребенок часто подражает тем действиям, которые наблюдает в повседневной жизни взрослых, на­пример, воспроизводит разговор по телефону, чтение книжки, не по­нимая смысла этих действий.

И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к соб­ственно предметным действиям, основанным на выработанных в куль­туре способах употребления предметов. К таким действиям, прежде всего, относятся орудийные действия.

Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определенного культурно заданного резуль­тата. Орудийными действиями ребенок пользуется и в быту, и в ходе игры: совочком копает песок, насыпает его в ведерко, забивает моло­точком колышки в землю, пытается завести ключиком заводную иг­рушку, рисует карандашом, мелом. Овладение орудийными действия­ми является важнейшим приобретением детей раннего возраста.

Освоение орудийного действия дается ребенку нелегко, посколь­ку предполагает определенный, жестко фиксированный способ ис­пользования предметов. Непременным условием освоения орудий­ного действия является умение учитывать особенности как предметов-орудий, так и предметов, на которые эти орудия направ­лены. Это требует от малыша значительных усилий. Сначала ребенок пытается действовать предметом-орудием как продолжением руки. Та­кие действия называются «ручными». Лишь постепенно ручные дей­ствия преобразовываются в орудийные. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш учится действовать совочком как орудием для насыпания песка. Сначала ребенок тычет совком в песок и вы­таскивает его, не захватывая песка. Убедившись в бесполезности сво­их попыток, он начинает набирать песок руками, что сразу же дает положительный результат. Затем малыш опять берет совок и пытает­ся вновь набрать в него песок. Так, делая множество проб и ошибок, подстраивая движение руки под свойства орудия, ребенок, наконец, научается правильно действовать совком.

Переход от «ручного» действия к орудийному происходит не толь­ко путем приспособления руки к физическому свойству предмета-ору­дия, но, главным образом, под влиянием образца использования это­го предмета, принятого в данном обществе, образца, который предлагает взрослый.

Отечественный психолог Д.Б. Эльконин обратил внимание на тот очевидный факт, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ре­бенок может узнать только от взрослых. Именно взрослый раскрыва­ет цель совершаемого действия, его смысловую сторону, от него ма­лыш узнает о назначении предмета, его функции (совком копают, ложкой едят, расческой причесываются). В совместной с ребенком де­ятельности взрослый показывает, объясняет, как правильно выпол­нять то или иное действие, помогает малышу овладеть технической стороной предметного действия. Освоение предметного действия пред­полагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрос­лым образцу. Развитие предметного действия происходит путем по­степенного превращения совместного со взрослым действия в действие самостоятельное.

Таким образом, главное условие формирования орудийных дейст­вий — это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой он постепенно передает малышу общественно выработанные способы употребления предметов.

В результате совместной деятельности со взрослым и в ходе разно­образных самостоятельных проб у ребенка складывается образ действия с предметом-орудием, который включает в себя понимание функции предмета, цели действия, а также учет соотношения элементов ситуа­ции, орудий и достижения цели. Создание образа действия с предме­том является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляет­ся путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Процесс формирования собственного действия для ребенка не­отделим от взаимоотношений со взрослым. Даже на последних этапах его формирования, когда малыш уже осуществляет действие пра­вильно и самостоятельно, он постоянно ориентируется на отноше­ние и оценку взрослого. Внешне это выражается в частых обраще­ниях ребенка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах («Как?.. Так?.. Так!»). Соответствие действий ребен­ка заданному образцу выступает критерием правильности исполь­зования предмета-орудия. Когда действие освоено, ребенок пере­стает обращаться к взрослому за подтверждением правильности его выполнения.

Таков путь развития предметных действий в раннем возрасте. На­ряду с ними в репертуаре действий ребенка с предметами сохраняют­ся неспецифические и специфические манипуляции, ориентировоч­но-исследовательские действия.

Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятель­ность обусловливает развитие психических процессов, личности ре­бенка, зарождение новых форм деятельности.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувст­венного опыта ребенка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных дей­ствий происходит все более глубокое освоение ребенком предметно­го мира, развитие его интеллектуального потенциала.

Предметная деятельность определяет содержание общения ребен­ка со взрослыми, которое приобретает «деловой» характер и развер­тывается, главным образом, по поводу практического взаимодействия со взрослыми. В ходе совместной предметной деятельности развива­ются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком прежде всего как сред­ство деловых контактов со взрослым.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов дей­ствий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребенком в ходе реального предмет­но-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия постепенно «отделяются» от предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщен­ные действия. На их основе становится возможным сравнение собственных действий с действиями взрослых, а благодаря этому и проникновение малыша в задачи и смысл человеческих действий. Постепенно, снача­ла с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребен­ка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребенка раннего воз­раста к окружающему его предметному и социальному миру а также к самому себе. Предметная деятельность способствует развитию по­знавательных интересов ребенка, его любознательности, самостоятель­ности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности со­вершенствуются представления малыша о себе, о своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, скла­дывается личностное новообразование раннего возраста, которое про­является в феномене «гордости за достижение».

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (23.09.2011)
Просмотров: 5917 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 30
    Гостей: 30
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru