Предметная деятельность ребенка в раннем возрасте
определяет («ведет» за собой) психическое развитие, поэтому она и называется
ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее
благоприятные условия для развитая важнейших способностей, умений и личностных
качеств ребенка — речи, мышления, познавательной активности,
целенаправленности и самостоятельности, поэтому создание оптимальных условий
для обогащения и развития разнообразных действий с предметами — первая задача
образовательного процесса в раннем возрасте.
В этой области развития можно выделить несколько
направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических
задач и использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это
развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий. Педагог
должен помочь ребенку научиться правильно пользоваться различными предметами
домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы,
причесываться расческой), игрушками, специально созданными для овладения
орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.). Эта задача не сводится к
развитию отдельных движений руки, общей моторики или определенных навыков.
Овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной,
импульсивной активности, а следовательно — развития произвольности, настойчивости
и самостоятельности; полученный правильный результат дает малышу возможность
почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к
делам взрослых. Таким образом, обучая ребенка правильно есть, одеваться или
умываться, педагог не только формирует у него навыки самообслуживания, но и воспитывает
личность.
Для решения поставленных задач педагог должен
организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность
с ребенком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами.
Многие предметные действия ребенок осваивает,
знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета,
переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши
охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за
растениями и животными в живом уголке, на участке.
Орудийными действиями малыш овладевает не только в
повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных со взрослыми
игр и занятий.
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и
овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные
бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально
предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и
разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям,
способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы,
игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по-возможности,
рассортированы в наборы и размешены так, чтобы у детей возникало желание
действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное
количество и разнообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор
занятий в соответствии с их интересами и предпочтениями.
Предметы и игрушки должны способствовать развитию
органов чувств и формированию разнообразных умений (по возможности, выполнены
из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.),
иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание). Так, в группе должны быть
предметы для выполнения соотносящих (матрешки, пирамидки), орудийных действий
(совочки и формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи,
машинки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообразных
движений кистей рук и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки),
разнообразные конструкторы, игрушки, имитирующие бытовые предметы.
Педагог должен поддерживать интерес детей к игрушкам и
предметам, предоставляя возможность самостоятельно исследовать их, побуждать
малышей к совместным играм и занятиям. Наиболее эффективно ребенок овладевает
предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру.
Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели
соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.
Совместная деятельность не должна навязываться
ребенку. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключаться
к его игре, помогать преодолевать затруднения. Он может помочь ребенку
правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует
выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные
свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или
матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный
характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно предоставить
ребенку возможность выбора, свободу действий. («Разве сюда подходит это
колечко? По-моему, оно слишком большое».) Следует поощрять действия ребенка,
хвалить его.
Воспитатель должен разумно сочетать совместную
деятельность с ребенком и самостоятельную деятельность малыша. Следует предлагать
ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону
ближайшего развития» и создавать условия для овладения более сложными
действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо
заинтересовать малыша, поддержать его желание действовать с предметом, не
принуждая к точному воспроизведению образца действий.
Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами
совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают
интересы малыша, он не может при этом ориентироваться на действия партнера,
согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не
нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени —
это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками. Сначала ребенок
должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он
считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребенка с предметами;
напротив, нужно всячески поддерживать ее и создавать для нее условия.
Организуя групповые занятия, следует помнить, что у
каждого малыша должна быть в руках своя игрушка. Вовлекать малышей в совместную
предметную деятельность нужно постепенно, побуждая их наблюдать за действиями
друг друга, присоединяться к ним. Воспитатель должен распределять действия
между детьми, помогать соблюдать очередность.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие
орудийных и практических действий, представлены в разделе пособия Е. О.
Смирновой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие предметной
деятельности и познавательных способностей» (М.: Мозаика-Синтез, 2007). В нем
представлено игры с разнообразными предметами — мячами, каталками, сачками,
молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.
Следующая задача воспитателя — развитие у детей
познавательной активности. В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия
для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения
впечатлениями.
Необходимо поддерживать природное любопытство детей,
поощрять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ограничивать
познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных
для их жизни и здоровья объектов и действий.
Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение
за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддержать или
пробудить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами
природных объектов, вызвать удивление, радость открытия нового. Следует
привлекать внимание малышей к изменениям в природе, обращать внимание на
разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи
(цветов, листьев). Во время прогулки можно познакомить детей с названиями
растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем
питаются.
Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно
сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на
собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой
природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например,
собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине,
цвету, форме.
Важно поддерживать интерес детей к деятельности
взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок или ухаживает за
цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои
действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей.
В целях ознакомления детей с окружающим следует читать
им книги, показывать иллюстрации, диафильмы и видеофильмы познавательного
характера о природном и социальном мире. Их содержание
должно быть интересно и понятно малышам. Книги,
альбомы, открытки, фотографии должны находиться в открытом доступе.
Дети довольно рано начинают проявлять интерес к
знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показывают
пальчиками на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут
заинтересоваться дорожными знаками, буквами на вывеске магазина и т.п. Следует
поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать
игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Однако это не означает,
что нужно специально обучать детей грамоте и заниматься с ними математикой.
Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной
азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.) и поддерживать
интерес малышей.
Одним из важных направлений работы педагога по
развитию у детей познавательной активности является организация детского экспериментирования.
В процессе свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую,
порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между
собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода
открытия. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать
разные способы действия, преодолевая при этом страх ошибиться и скованность
мышления готовыми схемами действий.
С целью развития любознательности и стимуляции
исследовательского поведения детей необходимо создать соответствующие условия.
В группе следует оборудовать специальный «уголок» для детского экспериментирования:
игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования
и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы
разной фактуры и плотности, ребенок познает разнообразные свойства и качества
объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр.
Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены.
Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором,
малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать
познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию.
Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности
является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, которые
должны обладать следующими свойствами.
Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными по
форме, назначению, незнакомыми для ребенка. Высокая степень неопределенности
требует большого разнообразия познавательных действий
ребенка. В одних случаях исследовательская
деятельность детей может быть не связана с решением практической задачи, иметь
«бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать
на вкус). В других случаях она может быть направлена на решение какой-либо
конкретной задачи (например, открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней
игрушку).
Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно
сложными для ребенка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, чем больше
в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет
различные исследовательские действия. Вместе с тем, для разворачивания
исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности
предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может
быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует
определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта.
«Загадочными» предметами являются специальные
развивающие игрушки (например, музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с
разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может
и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить в прозрачную коробочку (для
духов, сувениров) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес
детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных
манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.).
Исследовательский интерес ребенка можно пробудить,
демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом,
магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать
магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и
т.п.).
Огромный простор для детского экспериментирования
открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти занятия не только чрезвычайно
увлекательны для малышей, но и очень полезны для установления физических
закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ
и познания свойств и возможностей того или иного материала. Малыши с удовольствием
переливают воду из одного сосуда в другой, проверяют, тонут или плавают
игрушки, пускают кораблики. Воспитатель может помочь детям разнообразить игры
с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, показать, как
пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и
воды) и лепить из него «пирожки», различные фигурки, раскатывать колбаски,
делать крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль, горох из
чашки в миску, ложкой насыпать в чашку крупу. В процессе этих занятий ребенок
получает представления о таких понятиях, как «полный», «пустой», «много»,
«мало» и др.
Для развития познавательной активности детей полезны
игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобразительных
целей, а носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают
краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают
карандашом, фломастером, мелом. При этом дети не только знакомятся со
свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект
от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Богатые возможности для познавательного развития детей
содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны и
пр.) и разнообразные звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, шуршащая
бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию
интереса детей к миру звуков, способности дифференцировать их, развитию мелкой
моторики рук и артикуляционного аппарата.
Исследовательский интерес ребенка нужно поощрять,
вместе с ним удивляться и радоваться его открытиям. Обязательно нужно отвечать
на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме,
спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось. Не следует
ругать малыша, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, разлил
воду, насорил, испачкался.
Если ребенок не проявляет исследовательского интереса
или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог
должен стимулировать его познавательную активность вопросами, подсказками,
предложениями, например: «Попробуй открыть коробочку, вдруг в ней что-то
лежит?» или: «Давай бросим в тазик с водой камушек. Как ты думаешь, он утонет
или будет плавать? А вот эта губка?»
Специальные игры и занятия, направленные на развитие у
детей познавательной активности, описываются в разделе пособия Е.О. Смирновой,
Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие предметной деятельности и
познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены
игры-занятия с «загадочными» предметами и различными материалами — водой,
красками, песком, бумагой.
В ходе разнообразных предметно-практических и
орудийных действий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуществляется
развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и умственное развитие.
Однако в педагогике разработаны дидактические приемы и игрушки, специально
направленные на развитие восприятия, внимания, мышления и памяти ребенка.
Многие детские игрушки являются самообучающими, или
автодидактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия
нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные
игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей
(фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки). Так,
чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. В
случае с фигурной пирамидкой, нужно соотносить составные части по форме, чтобы
собрать определенный предмет (клоуна, грибок, собачку). При сборке матрешки
нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в
определенном порядке — сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в
большую и т.д. При складывании картинки из частей следует подобрать части так,
чтобы получилось целостное изображение предмета.
Самые маленькие дети в этих случаях действуют путем
проб и ошибок. С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или
поздно получает нужный результат. Такой способ решения практической задачи
характерен для наглядно-действенного мышления. Но уже в раннем возрасте у детей
развивается наглядно-образное мышление, что позволяет им совершать соотносящие
действия в уме и достигать правильного результата без предварительных проб.
Умственному развитию детей способствуют также игры с
кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, лото, домино.
Специальные игры и занятия, способствующие умственному
развитию детей, описываются в пособии «Развитие предметной деятельности и
познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены
игры-занятия с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками, картинками.
Следующей педагогической задачей данного направления
развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности
в предметной деятельности.
Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет
процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий,
их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у
ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет
сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность
малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к
получению правильного результата, представление о котором складывается как на
основе заданного образца (инструкцией взрослого, картинки и др.), так и
собственного замысла. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения
определенного результата («хочу построить гараж»).
Нацеленность на результат, настойчивость и
самостоятельность в достижении цели являются важнейшими характеристиками не
только деятельности ребенка, но и его личности в целом.
Для формирования этих ценных качеств необходима помощь
взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять
его на достижение желаемого результата. Для этого можно использовать игры с
конструкторами и игрушки, предполагающие получение определенного результата.
Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный
предмет (машинку солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из
которых складываются картинки, кубики. Такие виды детской деятельности, как
лепка, конструирование из природного и бросового материала, изготовление
аппликаций также способствуют формированию у ребенка представления о результате
действий.
Это представление формируется не сразу и в полном
объеме доступно детям старше трех лет, но в своих элементарных формах оно
закладывается на третьем году жизни. Для того чтобы помочь ребенку действовать
целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном
результате действия. Например, малыш хочет выложить узор из мозаики по картинке.
Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие
понадобятся детали, куда их нужно положить. Если ребенок начинает что-то
лепить из пластилина, нужно спросить, что он хочет слепить. По ходу работы
следует поощрять правильные действия малыша, обращать его внимание на ошибки,
помогать исправлять их, побуждать сравнивать полученный результат с образцом
или замыслом. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать
результат его деятельности.
Следует учитывать, что в раннем возрасте замыслы
малыша еще очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он
часто стремится к целям, реализовать которые еще не умеет, а неуспех вызывает
сильную аффективную реакцию. Без помощи взрослого ребенку трудно правильно
скоординировать и распределить свои действия, сделать их целедостигающими,
определить их пригодность для конкретной задачи. Педагог должен подсказать
малышу необходимые способы действия, откликаясь на его просьбы или предлагая
ему помощь по собственной инициативе. При этом помощь взрослого не должна
гасить инициативу и самостоятельность ребенка. Следует предоставлять малышу
возможность сделать самостоятельно все, что он может.
Игры и
занятия, способствующие развитию у детей целенаправленности и самостоятельности
в предметной деятельности, представлены в пособии Е.О. Смирновой, ТВ.
Ермоловой, СЮ. Мещеряковой «Развитие предметной деятельности и познавательных
способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007).
|