Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 13:53

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие предметной деятельности и познавательных способностей

Предметная деятельность ребенка в раннем возрасте определяет («ведет» за собой) психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наибо­лее благоприятные условия для развитая важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка — речи, мышления, познава­тельной активности, целенаправленности и самостоятельности, по­этому создание оптимальных условий для обогащения и развития раз­нообразных действий с предметами — первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

В этой области развития можно выделить несколько направле­ний, каждое из которых предполагает постановку специальных пе­дагогических задач и использование соответствующих методов их ре­ализации. Прежде всего, это развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребенку научиться правильно пользоваться различными предметами домаш­него обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.). Эта задача не сводится к развитию отдельных движений руки, об­щей моторики или определенных навыков. Овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной, импуль­сивной активности, а следовательно — развития произвольности, на­стойчивости и самостоятельности; полученный правильный резуль­тат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверен­ность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким об­разом, обучая ребенка правильно есть, одеваться или умываться, педагог не только формирует у него навыки самообслуживания, но и вос­питывает личность.

Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами.

Многие предметные действия ребенок осваивает, знакомясь с бы­товыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, на участке.

Орудийными действиями малыш овладевает не только в повсед­невной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных со взрослыми игр и занятий.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и ов­ладения предметными действиями в группе должны находиться разно­образные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предмет­ных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулиру­ет малыша к различным действиям, способствует обогащению его чув­ственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по-возможности, рассорти­рованы в наборы и размешены так, чтобы у детей возникало жела­ние действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечиваю­щих детям свободный выбор занятий в соответствии с их интереса­ми и предпочтениями.

Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений (по возможности, вы­полнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание). Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих (матрешки, пирамидки), орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машин­ки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообраз­ных движений кистей рук и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки), разнообразные конструкторы, игрушки, имитирующие быто­вые предметы.

Педагог должен поддерживать интерес детей к игрушкам и пред­метам, предоставляя возможность самостоятельно исследовать их, по­буждать малышей к совместным играм и занятиям. Наиболее эффек­тивно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрос­лый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключать­ся к его игре, помогать преодолевать затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, под­бирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном поряд­ке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно пре­доставить ребенку возможность выбора, свободу действий. («Разве сю­да подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».) Следует поощрять действия ребенка, хвалить его.

Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельную деятельность малыша. Следует предла­гать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, вы­являть «зону ближайшего развития» и создавать условия для овладе­ния более сложными действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддержать его же­лание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизве­дению образца действий.

Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами совмест­но со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглоща­ют интересы малыша, он не может при этом ориентироваться на дей­ствия партнера, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени — это может только вы­звать ненужные конфликты с ровесниками. Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ре­бенка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать ее и со­здавать для нее условия.

Организуя групповые занятия, следует помнить, что у каждого ма­лыша должна быть в руках своя игрушка. Вовлекать малышей в сов­местную предметную деятельность нужно постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним. Воспи­татель должен распределять действия между детьми, помогать соблю­дать очередность.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие ору­дийных и практических действий, представлены в разделе пособия Е. О. Смирновой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие пред­метной деятельности и познавательных способностей» (М.: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлено игры с разнообразными предме­тами — мячами, каталками, сачками, молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.

Следующая задача воспитателя — развитие у детей познаватель­ной активности. В ходе работы с детьми педагог должен создавать ус­ловия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментиро­вания и обогащения впечатлениями.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощ­рять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ог­раничивать познавательную активность малышей, ограничение долж­но касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за раз­личными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, познакомить с разно­образными свойствами природных объектов, вызвать удивление, ра­дость открытия нового. Следует привлекать внимание малышей к из­менениям в природе, обращать внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, ли­стьев). Во время прогулки можно познакомить детей с названиями растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно со­четаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объек­тов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букеты из опавших ли­стьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме.

Важно поддерживать интерес детей к деятельности взрослых. Де­ти любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен коммен­тировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей.

В целях ознакомления детей с окружающим следует читать им кни­ги, показывать иллюстрации, диафильмы и видеофильмы познава­тельного характера о природном и социальном мире. Их содержание

должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, от­крытки, фотографии должны находиться в открытом доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой сто­роне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показыва­ют пальчиками на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, буквами на вывеске ма­газина и т.п. Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Однако это не означает, что нужно специаль­но обучать детей грамоте и заниматься с ними математикой. Доста­точно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнит­ной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.) и поддерживать интерес малышей.

Одним из важных направлений работы педагога по развитию у де­тей познавательной активности является организация детского экспе­риментирования. В процессе свободной исследовательской деятельнос­ти ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Само­стоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробо­вать разные способы действия, преодолевая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действий.

С целью развития любознательности и стимуляции исследователь­ского поведения детей необходимо создать соответствующие условия. В группе следует оборудовать специальный «уголок» для детского экс­периментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материа­лами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сми­ная пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок познает разнообразные свойства и качества объ­ектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коро­бочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мысли­тельные задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познаватель­ную активность детей, побудить к самостоятельному эксперименти­рованию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной ис­следовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, которые должны обладать следующими свой­ствами.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными по фор­ме, назначению, незнакомыми для ребенка. Высокая степень неопре­деленности требует большого разнообразия познавательных действий

ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей мо­жет быть не связана с решением практической задачи, иметь «беско­рыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, по­пробовать на вкус). В других случаях она может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробоч­ку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем, для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необхо­дим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слиш­ком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угас­нуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ре­бенка эффекта.

«Загадочными» предметами являются специальные развивающие игрушки (например, музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: поло­жить в прозрачную коробочку (для духов, сувениров) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бы­товые приборы, открывающие богатые возможности для разнообраз­ных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.).

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстри­руя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зер­калом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зай­чиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти занятия не только чрез­вычайно увлекательны для малышей, но и очень полезны для уста­новления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познания свойств и возмож­ностей того или иного материала. Малыши с удовольствием перели­вают воду из одного сосуда в другой, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Воспитатель может помочь детям разно­образить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сде­лать пену, показать, как пускать мыльные пузыри. Детям будет инте­ресно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», различные фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль, горох из чашки в миску, ложкой насыпать в чашку крупу. В процессе этих занятий ре­бенок получает представления о таких понятиях, как «полный», «пу­стой», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобрази­тельных целей, а носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатка­ми мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелом. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содер­жат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металло­фоны и пр.) и разнообразные звучащие предметы (погремушки, дере­вянные ложки, шуршащая бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру зву­ков, способности дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка нужно поощрять, вместе с ним удивляться и радоваться его открытиям. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получи­лось. Не следует ругать малыша, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, разлил воду, насорил, испачкался.

Если ребенок не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, пе­дагог должен стимулировать его познавательную активность вопроса­ми, подсказками, предложениями, например: «Попробуй открыть ко­робочку, вдруг в ней что-то лежит?» или: «Давай бросим в тазик с водой камушек. Как ты думаешь, он утонет или будет плавать? А вот эта губка?»

Специальные игры и занятия, направленные на развитие у детей по­знавательной активности, описываются в разделе пособия Е.О. Смирно­вой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены игры-занятия с «загадочными» предмета­ми и различными материалами — водой, красками, песком, бумагой.

В ходе разнообразных предметно-практических и орудийных дей­ствий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуще­ствляется развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и ум­ственное развитие. Однако в педагогике разработаны дидактические приемы и игрушки, специально направленные на развитие восприя­тия, внимания, мышления и памяти ребенка.

Многие детские игрушки являются самообучающими, или автоди­дактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода дейст­вия нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это раз­личные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей (фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки). Так, чтобы сложить пира­мидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. В случае с фигурной пирамидкой, нужно соотносить составные части по форме, чтобы собрать определенный предмет (клоуна, грибок, собачку). При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке — сначала собрать са­мую маленькую, а потом вложить ее в большую и т.д. При склады­вании картинки из частей следует подобрать части так, чтобы полу­чилось целостное изображение предмета.

Самые маленькие дети в этих случаях действуют путем проб и оши­бок. С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат. Такой способ решения прак­тической задачи характерен для наглядно-действенного мышления. Но уже в раннем возрасте у детей развивается наглядно-образное мы­шление, что позволяет им совершать соотносящие действия в уме и достигать правильного результата без предварительных проб.

Умственному развитию детей способствуют также игры с кубика­ми, геометрическими плоскостными и объемными формами, лото, до­мино.

Специальные игры и занятия, способствующие умственному раз­витию детей, описываются в пособии «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены игры-занятия с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками, картинками.

Следующей педагогической задачей данного направления разви­тия ребенка является формирование целенаправленности и самостоя­тельности в предметной деятельности.

Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуаль­ный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса дей­ствий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного зна­чения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начина­ет мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает це­ленаправленный характер, он настойчиво стремится к получению пра­вильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца (инструкцией взрослого, картинки и др.), так и собственного замысла. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата («хочу построить гараж»).

Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в до­стижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрос­лого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, на­правлять его на достижение желаемого результата. Для этого можно использовать игры с конструкторами и игрушки, предполагающие по­лучение определенного результата. Это могут быть фигурные пира­мидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машинку солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из ко­торых складываются картинки, кубики. Такие виды детской деятель­ности, как лепка, конструирование из природного и бросового мате­риала, изготовление аппликаций также способствуют формированию у ребенка представления о результате действий.

Это представление формируется не сразу и в полном объеме до­ступно детям старше трех лет, но в своих элементарных формах оно закладывается на третьем году жизни. Для того чтобы помочь ребен­ку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия. Например, малыш хо­чет выложить узор из мозаики по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, ку­да их нужно положить. Если ребенок начинает что-то лепить из пла­стилина, нужно спросить, что он хочет слепить. По ходу работы следует поощрять правильные действия малыша, обращать его внимание на ошибки, помогать исправлять их, побуждать сравнивать полученный результат с образцом или замыслом. По окончании работы очень важ­но похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности.

Следует учитывать, что в раннем возрасте замыслы малыша еще очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он часто стремится к целям, реализовать которые еще не умеет, а неуспех вызывает сильную аффективную реакцию. Без помощи взрослого ре­бенку трудно правильно скоординировать и распределить свои дейст­вия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для кон­кретной задачи. Педагог должен подсказать малышу необходимые способы действия, откликаясь на его просьбы или предлагая ему по­мощь по собственной инициативе. При этом помощь взрослого не долж­на гасить инициативу и самостоятельность ребенка. Следует предостав­лять малышу возможность сделать самостоятельно все, что он может.

Игры и занятия, способствующие развитию у детей целенаправ­ленности и самостоятельности в предметной деятельности, представ­лены в пособии Е.О. Смирновой, ТВ. Ермоловой, СЮ. Мещеряко­вой «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007).
Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 4279 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru