Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 08:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Развитие речи

Важным направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является создание условий лля развития речи. В этой сфере выделяется несколько конкретных задач: развитие активной речи, по­нимания речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением (то есть планирующей и регулятивной функций речи).

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддержи­вать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адек­ватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важ­ную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструк­ций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста («дай», «покажи», «возьми», «принеси» и т. п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехшаговых инструкций.

Для развития активной речи необходимо побуждать детей к под­ражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициатив­ные обращения малышей к педагогам и сверстникам, создавать усло­вия для расширения словарного запаса и усложнения грамматического строя речи.

Развитие понимания речи и активной речи тесно связаны с раз­витием у ребенка фонематического слуха, который формируется как при восприятии слышимой речи, так и при проговаривании малышом слов вслед за взрослым. Поэтому необходимо пробуждать и поддер­живать внимание и интерес детей к слышимой речи, побуждать их повторять речевые образцы, предлагаемые взрослым.

Развитие речи как средства управления своим поведением предпола­гает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрос­лого с опорой и без опоры на наглядные образцы, а также к осуще­ствлению собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.

Для развития речи детей воспитатель должен создавать специаль­ные психолого-педагогические условия.

Известно, что речь необходима прежде всего для общения между людьми. На этапе возникновения речи чрезвычайно важно качество общения взрослых с ребенком. Малыши охотнее всего вступают в ре­чевое взаимодействие с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное отношение, играют с ними. Поэтому установление с каждым ребенком эмоциональных контактов, организация совме­стных игр с предметами, то есть — вовлечение детей в ситуативно­-личностное и ситуативно-деловое общение являются необходимыми условиями развития речи. Педагог должен создавать в группе жизне­радостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее наст­роение. Состояние напряженности, тревоги, вызванные излишней требовательностью, строгостью воспитателя, подавляют речевую ини­циативу детей. Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уве­ренность в том, что взрослые его слушают, понимают и принимают. Поэтому так важно, чтобы педагог откликался на все обращения ре­бенка, поощрял и поддерживал их. Любое обращение малыша к взрос­лому следует использовать для того, чтобы завязать с ним беседу, а не просто удовлетворить его просьбу. Педагог должен адресовать свою речь не только группе детей, но и лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания ребенка к речи и готовность ответить на нее.

На этапе становления речи большое влияние на ее развитие ока­зывает речь окружающих взрослых. Поэтому к ней предъявляются осо­бые требования.

Речь взрослых должна быть правильной, отчетливой, неспешной, эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов. Для обогащения словарного запаса, усложнения грамматическо­го строя речи ребенка важно, чтобы речь взрослого была более слож­ной, чем речь малыша и по структуре, и по форме фраз, и лексиче­ски. Она должна давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет. Вместе с тем, нужно стремиться к тому, чтобы его речь была понятна ребенку, касалась интересных и важных для него тем. Все это способствует вовлечению малыша в речевой контакт со взрослым.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна включаться во все виды их совместной деятельности: кормление, одевание, купание и т.п. В процессе совместного решения разнообразных жизненных задач у малыша возникает естественная необходимость в слове.

Все гигиенические процедуры нужно обязательно сопровождать ласковым разговором с ребенком, включая в беседу соответствующие стихотворения, присказки, песенки. Укладывая детей спать, можно спеть колыбельную. Одевая на прогулку, нужно назвать все предметы одежды и действия, побуждая детей к общению и участию в процес­се одевания: «Так, надели ботиночки. Теперь что будем одевать? Кур­точку? Где твоя курточка, Люся? Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Молодец!».

Однако речевое взаимодействие взрослого с детьми не должно ог­раничиваться бытовыми ситуациями. В течение дня воспитатель должен рассказывать детям обо всем, что происходит вокруг. Так, во время

прогулки нужно обращать внимание малышей на явления природы, животных, людей и их действия.

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к играюще­му ребенку и «завязать беседу»: «Какая у тебя красивая кукла! Это де­вочка? Как ее зовут?» Он может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и сказать: «Как зовут эту куколку? Ляля? А ка­кое красивое платье у Ляли, какие туфельки». При этом нужно при­влечь внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, назы­вая их.

Взрослый также должен сопровождать речью все повседневные де­ла в фуппе: накрывание на стол, кормление рыбок в аквариуме, уход за растениями и пр. Помогая воспитателю и наблюдая за его дейст­виями, дети узнают названия новых предметов и действий, учатся слу­шать речь, действовать по инструкции взрослого. Чем больше впечат­лений получает ребенок, тем больше у него поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками.

Воспитатель должен беседовать с детьми, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение, задавать вопросы. Например: «Посмотрите в окошко, какой дождик пошел! Наверное, гулять не сможем сегодня выйти, как вы, ребята, думаете?»

Для развития понимания речи важны различного рода поручения, выражаемые в простой речевой форме, например: «Петя, дай мячик», «Катя, возьми книжечку». Побуждая детей к активной речи, следует усложнять просьбы, например: «Алеша, передай Лене собачку и ска­жи ей: „Лена, на собачку"».

Детям постарше полезно давать различные поручения, исполне­ние которых требует от ребенка речевого общения с окружающими. Однако нельзя заставлять малыша произносить слова, следует так по­строить общение, чтобы он сам почувствовал необходимость восполь­зоваться речью.

Существенное значение для развития речи имеет общение детей друг с другом, поэтому следует давать ребенку такие поручения, ко­торые вызывают у него необходимость вступить в разговор со сверстником. Воспитатель может попросить ребенка позвать кого-ни­будь из ребят: «Машенька, позови, пожалуйста, Свету» и т. п. Совме­стная игра и рассматривание картинок также способствует возникно­вению разговора между детьми.

С раннего возраста следует воспитывать у ребенка культуру рече­вого общения. Даже самым маленьким детям следует говорить «спа­сибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания» и др., по­буждать их пользоваться вежливыми словами. Дети этого возраста легко переходят от спокойного тона к возбужденному, нетерпеливому кри­ку. В таких случаях взрослый должен корректно сделать ребенку замечание: «Ты очень громко кричишь, я не пойму, что тебе нужно. Скажи спокойно, что ты хочешь?»

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их орга­низации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям, направленным на развитие ре­чи, относятся:

• разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетны­ми игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.);

• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение де­тей пересказывать услышанное;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• демонстрация диафильмов;

• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

• разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на нагляд­ность;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам»), хоро­водные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слу­шание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. Эти игры включают повторы слов с четкой кон­цовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в хо­де таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребен­ком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, чет­кость произношения, интонационная сторона речи.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонацион­ного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются усло­вия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «ре­чевых» играх и занятиях воспитатель может намеренно создавать не­которые затруднения для ребенка, что требует особой мобилизации внимания малыша. Так, можно создать условия, в которых дети долж­ны будут дифференцировать близкие по смыслу обращения взросло­го, предполагающие, тем не менее, выполнение разных действий. На­пример, играя с малышом в мяч, воспитатель предлагает ему разные действия: «Положи мячик в корзинку. А теперь брось мячик в кор­зинку». Или, играя в прятки с куклой и собачкой, взрослый может предложить спрятать игрушку за стул, под стул и т. п.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание картинок. Во время чтения воспитатель должен показать детям иллюстрации, задать вопросы, при затруднениях сам назвать предметы, персонажей, их действия, стиму­лируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание кар­тинок можно организовать иначе: взрослый называет предметы и пер­сонажей и просит ребенка их показать. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый ма­лыш мог участвовать в разговоре.

Просмотр диафильмов способствует развитию у детей умения слу­шать речь взрослого. Показ диафильма следует сопровождать расска­зом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показы­вать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Ку­рочка Ряба»). Это помогает ребенку овладеть новыми словами и за­крепить уже известные слова.

Особое место в работе по развитию у детей речи занимают заня­тия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их на­глядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обо­значения — названия. Рассматривая изображения и называя их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Оно спо­собствует постепенному освобождению слова от привязанности к кон­кретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только то­го, что на них нарисовано, но и того, что отсутствует на изображении, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать детям изображения лиц, а также отдельных простых по форме предметов, наиболее часто встре­чающихся в их повседневной жизни (чашка, кроватка, туфельки, кош­ка, машинка). Затем эти изображения можно усложнять, вводя до­полнительные детали.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные те­матические наборы картинок: (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением различных действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображен­ные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок — заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и др.).

Подобные игры способствуют расширению словарного запаса, фор­мированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное ее использование. Картинки игра­ют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.

Для развития умения слушать, понимать и пересказывать (у более старших детей) текст можно использовать рассказы без наглядного со­провождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситу­ации, способствует формированию вербального общения и мышления.

Умение слушать рассказы и пересказывать их формируется посте­пенно и связано с определенными требованиями к тексту. Он должен быть понятным по содержанию, но не слишком легким; содержать слова, которые дети еще не используют в речи (например, союзы «по­тому», «поэтому»). Воспитатель должен задать детям разнообразные наводящие вопросы, помогающие воспроизвести в памяти содержа­ние услышанного и пересказать его. Например: «Как звали мальчи­ка? Почему он плакал? Куда он пошел? Что он сделал?» Подобные вопросы побуждают малышей использовать в речи различные грам­матические формы.

На третьем году жизни для речевого развития детей очень полез­но использовать такой прием, как отгадывание и совместное придумы­вание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие. На­пример, можно разложить на столике несколько игрушек (или пред­метных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее сло­весному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, способствующие развитию движений кистей и пальцев рук, и сопровождаемые несложной рит­мической речью. Упражнения кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двига­тельного центра мозга.

В пособии А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой «Развитие речи» (М.: Мозаика-Синтез, 2007) представлены игры-занятия, направленные на развитие разных сторон речи: формирование фонематического слуха, умения слушать речь взрослого, называть предметы, выполнять рече­вые инструкции, использовать в речи обобщающие слова, двух-трех и более сложные предложения. В книге описываются также игры, спо­собствующие развитию мелкой моторики кисти и пальцев руки.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 1913 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru