Овладение речью является одним из главных достижений в
развитии ребенка раннего возраста. В процессе овладения речью выделяется ряд
этапов.
На первом году жизни ребенок еще не говорит. Он
понимает обращенные к нему слова, но его собственную речь заменяют другие,
невербальные средства общения — сначала эмоциональные выражения, мимика, затем
жесты, позы, локомоции (движения, связанные с активным перемещением в
пространстве), вокализации. На третьем году жизни ребенок начинает общаться с
помощью речи. Между этими двумя периодами существует этап, когда ребенок
начинает говорить, но общается он на своем, детском языке. Этот этап в детской
психологии называют этапом «автономной детской речи». «Детский язык» отличается
от взрослого и звучанием слов (фонетикой), и смысловой стороной (значением
слов).
Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается
от звукового состава слов взрослых. Порой это совершенно не похожие на слова
взрослых звукосочетания, иногда — сильно искаженные слова, но сохраняющие их
ритмический рисунок, иногда — отдельные слоги. Например, «тися» вместо «часы»,
«ооня» вместо «ворона», «па» вместо «упал». Среди первых слов много
звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту»
(машина) и др.
Детские слова отличаются от слов взрослых и значением.
Обозначение ребенком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же
словом он называет разные предметы. Так «кис-кис» может относиться и к кошке, и
к меховой шапке, и к волосам — словом обозначать все мягкое и пушистое. И
наоборот — одному и тому же предмету ребенок дает разные названия. Например,
игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а в
другой раз — как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого
цвета. Называть предметы одним и тем же словом ребенок может по самым разным
признакам: цвету, вкусу, звуковому сходству, принадлежности человеку. Например,
словом «папа» малыш может называть все аксессуары мужского туалета. Это
свидетельствует о том, что первые обобщения ребенка строятся не на основе
существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их
отдельных качеств. В своих первых обобщениях малыш руководствуется прежде
всего непосредственными ощущениями и своим собственным ОПЫТОМ.
Отдельные слова ребенка могут иметь смысл целого
предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации.
Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в
ситуации, когда ребенок тянется рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик», а
в ситуации, когда он, ударившись, зовет маму, значит: «Мне больно, пожалей
меня».
Общение с детьми в этот период возможно только по
поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным). Слово может
обозначать только тот предмет, который ребенок непосредственно воспринимает.
Если предмет находится перед глазами, то сразу понятно, о чем идет речь. Но
уяснить значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно. Если
слова взрослых могут замешать ситуацию, то слова автономной детской речи этой
функции не выполняют. Слова ребенка не могут замешать отсутствующие предметы,
но в наглядной ситуации указывают на ее отдельные стороны, называют их. Они
имеют указательную функцию, функцию наименования.
Своеобразие автономной детской речи отражает
особенности мышления ребенка на данном этапе развития. Мыслить с помощью слов
вне наглядной ситуации ребенок еще не может. Речь малыша передает
воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает. Значение слов
ребенка крайне неустойчиво — оно «скользит» по окружающим предметам, вбирая в
себя новые. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова.
Следующий этап в развитии речи ребенка знаменуется
появлением первых настоящих слов. Долгое время принято было считать, что
детская речь возникает из прямого подражания речи взрослого. Такое подражание
действительно имеет место, однако оно не является главным. Умение подражать,
воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных
слов ребенка.
Появлению слов способствует предметное сотрудничество
взрослого и ребенка. Слово — это прежде всего знак, то есть заместитель предмета,
значит, за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. Если такого
предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями
взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни
разговаривала с малышом. В том случае,- если малыш постоянно играет с предметами
в одиночестве, появление слов также задерживается: у него не возникает потребности
называть предмет, обращаться к взрослому с просьбой или выражать свои
впечатления.
Потребность в общении со взрослым и потребность в
назывании предметов — два главных условия, способствующих развитию речи
ребенка. Ни то ни другое в отдельности к появлению слов не ведет. И только
ситуация предметного сотрудничества со взрослым (то есть ситуативно-делового
общения) создает у ребенка необходимость назвать предмет и, значит, произнести
свое слово, то есть использовать слово как средство общения. Инициативное
самостоятельное использование ребенком слов служит критерием появления у него
активной речи.
На протяжении второго года жизни активная речь ребенка
интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие
предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребенок начинает
осваивать грамматическую структуру языка. В речи малыша появляются
существительные, глаголы; некоторые грамматические формы, такие как прошедшее
время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует предложения из
нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к
окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет,
а в дальнейшем и сообщает.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей
речевой активностью ребенка. Он говорит много, сопровождая речью почти все свои
действия, порой ни к кому при этом не обращаясь. Он повторяет все, что слышит,
воспроизводит сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не
понимая их смысла; «играет» словами, повторяя одно слово с разными
интонациями, с удовольствием рифмует слова («Натка-карпатка»,
«Светка-карбетка»). Речь становится особым объектом внимания малыша, он
открывает в ней все новые и новые стороны.
На третьем году ребенок в основном овладевает
предлогами (над, под, на) и наречиями (рядом), некоторыми союзами (как, потому
что, а, и, когда, только и пр.). Разнообразятся и усложняются поводы, по
которым он обращается к взрослому посредством речи. Малыш выражает словами
свои желания, делится переживаниями, ищет объяснения непонятному, просит
показать, как надо что-то сделать, задает вопросы по поводу всего, что видит
вокруг себя. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес
является ступенькой к следующему возрастному этапу — дошкольному, возрасту
«почемучек». Характерно, что ребенок задает взрослому вопросы не только с целью
получения информации об окружающем, но и с целью побуждения взрослого к
общению.
Постепенно речь ребенка все более отделяется от
наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях
(где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Овладение
речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и
перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству
«теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению.
К трем годам ребенок обладает большим словарным
запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти
все части речи, осваивает такие грамматические категории, как падеж и время.
Он начинает употреблять трех-, четырех- и более словные предложения,
вопросительные и восклицательные формы, употреблять сложные придаточные
предложения. Речь ребенка быстрыми темпами приближается к речи взрослого,
открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с
окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.
Речь ребенка начинает выполнять все более
разнообразные функции. Первоначально речь возникает и развивается как средство
общения со взрослым. Первые слова ребенка адресованы взрослому и выражают
элементарные просьбы или требования. Параллельно с развитием речи как средства
общения происходит становление ее регулятивной функции, обеспечивающей
произвольное поведение ребенка.
Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте
можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребенка, на
котором начинается преодоление ситуативности его поведения, зависимости от
наглядной ситуации.
Первым шагом к произвольному поведению является
выполнение речевых инструкций взрослого. Ребенок охотно выполняет его просьбы
и поручения. Позже речь ребенка становится средством контроля и управления
своим собственным поведением. Например, двухлетний малыш, с трудом передвигая
нагруженную игрушечную машину, неоднократно повторяет: «Вези, вези, Коля».
К концу раннего возраста речь начинает выполнять
планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить
гараж для машины или рассказывает куклам о том, что им предстоит сделать:
«Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».
Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи
взаимосвязаны: отставание в развитии коммуникативной функции сопровождается
недоразвитием регулятивной функции.
|