Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста
имеет свою специфику. Маленький ребенок способен воспринимать обращения
взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы ему лично. Занятия, в ходе
которых воспитатель обращается не к каждому малышу, а к группе в целом, менее
эффективны. Даже на тех занятиях, которые предполагают коллективные формы
организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения
к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребенку. Маленькому ребенку
важно присутствие рядом взрослого, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.
При общении с детьми раннего возраста необходимо
опираться на их практические действия в конкретной ситуации. На этом этапе развития
чисто вербальные методы воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил,
призывы к послушанию и т. п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление
и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его
обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями,
поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть
непонятны малышу. Речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст
его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с
предметами.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать
характерную особенность их психической организации — непосредственность и
эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое
внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все
воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и
«заразительными». Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку,
когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто
включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску,
сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное
вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее воспитателя
создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную
активность каждого ребенка.
|