Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 12:04

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ПЕРВЫЕ ШАГИ

Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Важнейшей характеристикой личностно-ориентированного взаи­модействия взрослых с детьми является уважение к личности каждо­го ребенка. Педагог должен признать за ребенком право на собствен­ные желания, предоставляя свободу при выборе игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повсед­невном общении с детьми воспитатель должен обращаться к каждо­му ребенку по имени, вежливо и доброжелательно отвечать на вопро­сы и просьбы малышей; проявлять внимание к их успехам и неудачам. Нельзя прибегать к физическому наказанию и другим дисциплинар­ным методам, которые обижают, пугают или унижают ребенка.

Следует стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, чему способствуют ласковые, доброжелательные обращения к ним. Ласки, поглаживания, объятия могут стать частью ритуала в ясель­ной группе при приеме детей и при прощании с ними. Воспитатель должен сам инициировать такое эмоциональное общение с ребенком и откликаться на проявления подобной инициативы со стороны ма­лыша. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Одни дети стесняются проявить эту потребность, но охот­но принимают ласковое обращение взрослого, когда он обнимает их или берет на руки; другие сами подходят к воспитателю и обнимают его. При установлении эмоциональных контактов необходимо учиты­вать индивидуальные особенности детей. Встречаются дети, которые избегают физического контакта даже с близкими. В этом случае сле­дует найти другой способ установления доверительных отношений с ребенком (игра, беседа, совместная деятельность, сопровождающиеся ласковой речью, поощрениями).

Взрослый всегда должен быть открыт и доступен ребенку, откли­каться на его инициативу, стремление получить поддержку Особен­но часто малыши обращаются за поддержкой, когда испытывают дискомфорт. Если ребенок плачет и не может выразить свое пере­живание словами, воспитатель должен постараться понять, чем оно вызвано, утешить, успокоить малыша, помочь справиться с трудно­стью, устранить причину дискомфорта. Поддержка нужна малень­кому ребенку и при положительных переживаниях: когда малыш ра­дуется или удивляется чему-либо, взрослый должен радоваться и удивляться вместе с ним.

Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое зна­чение в жизни маленького ребенка, взаимодействие между малышом и взрослым не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Важ­нейшей потребностью ребенка в раннем возрасте является потреб­ность в сотрудничестве со взрослым. Воспитатель должен принимать участие в играх и занятиях детей как равноправный партнер. Это оз­начает, что взрослый не диктует малышам, что они должны делать, занимая позицию «над детьми», а предлагает выбор игр и занятий, ведет себя, как их равноправный участник. При этом он может при­сесть рядом с детьми на маленький стульчик или ковер, выбирая по­зицию «глаза на одном уровне».

В совместной деятельности дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства. Предлагая образцы действий в ходе сов­местной деятельности, воспитатель не должен требовать от детей точ­ного их воспроизведения. Значительно важнее поошрять стремление следовать им, не ограничивая при этом собственную инициативу, изо­бретательность и фантазию ребенка; хвалить его за успехи, старание и настойчивость.

Но похвала всегда должна быть уместной. Ребенок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестает замечать ее, либо начинает все делать только ради поощрения, все его стремления сводятся к тому, чтобы «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть уверен в том, что он хороший, что его любят. Иногда бывает лучше просто одобрить поступок или действие ребенка в процессе его выполнения. Например, сказать «хорошо», «вот так!», «правильно». Такие замеча­ния помогают малышу понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.

Оценка взрослого необходима и тогда, когда требуется коррек­ция действий и поступков ребенка. При этом замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к лично­сти ребенка и включать позитивное содержание, например: «Я ви­жу, что ты стараешься, но кажется, эта машинка в твой гараж не по­местится. Попробуй взять кубики побольше». По ходу исправления действия можно сказать «так гораздо лучше» или «вот как хорошо получается».

Организуя игры и занятия с детьми, воспитатель может столкнуть­ся с отказом ребенка от какого-либо вида деятельности. Например, малыш может не захотеть заниматься вместе с другими детьми, а пред­почесть играть в одиночку с любимой игрушкой.

Обычно воспитатель настаивает на том, чтобы ребенок прекра­тил играть со своей игрушкой и делал то же, что и другие дети. Но заставляя малыша участвовать в неинтересной для него деятельно­сти, взрослый подавляет его инициативу, приучает к формальному выполнению инструкций. Такая деятельность не приносит радости и удовольствия ребенку и не оказывает развивающего эффекта.

Некоторые педагоги, напротив, склонны всегда разрешать ре­бенку заниматься тем, что ему больше нравится, и не стараются вовлечь его в другие занятия. На первый взгляд, такое отношение к малышу выглядит, как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразуме­вает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребенка. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована лишь как временная мера. Воспитатель должен постараться расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к новым видам деятельнос­ти, к совместной игре с другими детьми. Например, если ребенок изо дня в день играет только с одной куклой и не хочет занимать­ся ничем другим, избегает общения со сверстниками, взрослый мо­жет предложить ему построить для куклы домик или слепить из пластилина пирожки. Для того чтобы вовлечь малыша в совмест­ную игру со сверстниками, можно предложить ему устроить день рождения куклы и пригласить в гости детей. На этом празднике дети могут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры. Так с помощью игровых приемов воспитатель сможет вовлечь ребенка в разные виды деятельности.

В работе с детьми воспитатель часто сталкивается с необходимо­стью регламентации их поведения, разрешения конфликтных ситуа­ций, введения ограничений, порицаний. Признание взрослыми прав ребенка не означает вседозволенности, даже самый маленький ребе­нок должен знать и понимать, что нельзя делать, за что нужно учить­ся отвечать. Он живет среди людей и должен учитывать их интересы, выполнять определенные нормы и правила. Действия, опасные для жизни, здоровья ребенка и окружающих, обижающие и оскорбляющие других, следует всегда пресекать категорически. Ребенок должен знать слово «нельзя» (забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок, камни, ветки, причинять боль другим людям и животным и т.п.). При этом необходимо объяснять малышу причи­ну запрета.

Дети познают правила поведения на своем повседневном опы­те. Если ребенок впервые совершил нежелательный поступок, сна­чала достаточно спокойно сказать, что этого делать нельзя и объ­яснить, почему. Например, малыш сильно кричит и толкает детей. В этом случае следует объяснить ребенку, что он всем мешает и предложить более спокойную игру. Если ребенок не желает слушать воспитателя и продолжает поступать по-своему, взрослый может взять его за руку и посадить на стульчик подальше от детей, объяснив, что он будет сидеть там до тех пор, пока не успокоится. При этом взрослый ни в коем случае не должен вести себя агрессивно, гру­бо тащить ребенка за руку, угрожать ему. Конфликтные ситуации нельзя разрешать созданием нового конфликта; насилие и агрессия порождают ответные негативные реакции. Наказание не должно быть длительным. Ребенок почти всегда тяжело переживает его, чув­ствует себя виноватым.

Наказание — это крайняя мера, которую можно использовать толь­ко тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша. Воспитатель может обнять его, сказать, что ему неприятно его наказывать, еще раз объяснить, почему он наказан и как в сле­дующий раз следует поступать. В этот момент очень важно дать ре­бенку образец правильного поведения.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на откры­тый конфликт, воспитатель должен вести себя уверенно и решитель­но. Дети иногда неосознанно пытаются нащупать слабое место у взрос­лых, проверить, до какого предела своеволия можно дойти. Дети на опыте изучают правила человеческих взаимоотношений. Взрослые в таких случаях выступают в качестве регулятора этих взаимоотноше­ний, объясняя и показывая своим примером, как можно поступать, а как нельзя.

Следует отличать своеволие детей от непреднамеренных поступ­ков. Если маленький ребенок забыл выполнить просьбу взрослого или сделал что-то неловко, не следует ругать его. Нельзя предъявлять тре­бования к малышу, который только начинает осваиваться в окружа­ющем мире. Взрослые должны быть терпеливы и уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Например, нель­зя ругать малыша за то, что он намочил постель или сломал игрушку.

В первом случае ребенок еще не может произвольно регулировать фи­зиологические отправления, а во втором — им может двигать естест­венная любознательность, а не желание сломать предмет.

Целью ограничений поступков ребенка должно быть стремление взрослого научить малыша понимать, что некоторые формы его пове­дения неприемлемы для других, и он должен отвечать за свои поступ­ки. Смысл ограничений можно выразить словами: «Ты ведешь себя неправильно, и я верю, что ты так больше делать не будешь». Следу­ет помнить, что оценивать можно только плохой поступок малыша, а не его личность. Такие фразы, как: «Ты плохой мальчик», «Ты грязну­ля, нытик, жадина» несправедливы и вредны. Они обижают малыша, могут вызвать еше более агрессивное поведение. Сохранение положи­тельной самооценки — необходимое условие благополучного развития ребенка.

Взаимодействие взрослых с ребенком является важнейшим факто­ром формирования отношения ребенка к самому себе, которое во многом определяет его эмоциональное самоощущение, личностные особенности, отношения с окружающими людьми, освоение новых видов деятельности. Малыши, у которых сформировано положитель­ное отношение к себе, активны, жизнерадостны, инициативны, лю­бознательны.

Для формирования и поддержки у ребенка положительного отно­шения к себе педагог должен создавать такие условия, в которых ма­лыш чувствовал бы свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь со сторо­ны взрослых. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспе­чивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Воспитатель должен как можно чаше создавать такие ситуации, в которых в центре внимания оказывается ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, использовать их имена в играх, потешках, песенках. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей, так чтобы каждый малыш мог увидеть, узнать себя на фотогра­фии, показать ее детям и взрослым. Можно также оформить альбом, собрав в него семейные фотографии детей, групповые снимки и пр. Необходимо экспонировать рисунки, поделки каждого ребенка, хва­лить их в его присутствии, показывать родителям, сотрудникам, дру­гим детям. Дни рождения — хороший способ поставить ребенка в центр внимания. Очень важно проявлять интерес к внутреннему миру ре­бенка, его семье: разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках.

Воспитатель должен способствовать развитию у ребенка представ­ления о своем внешнем облике. Следует обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду малыша, подчеркивать его достоинства. Это можно

делать как при непосредственном общении с ребенком, так и рассма­тривая вместе с ним его отражение в зеркале. В зеркале также мож­но рассмотреть детали одежды, обычно невидимые малышу, напри­мер бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своем облике. Это свидетельствует о том, что у ребенка оформ­лен первичный образ самого себя, сформировано положительное от­ношение к себе.

Для формирования у ребенка представлений о собственных воз­можностях необходимо отмечать его успехи, комментировать его дей­ствия, поощрять настойчивость в какой-либо деятельности.

В раннем возрасте важно способствовать полоролевой идентифи­кации детей. Для этого следует обращать внимание малышей на осо­бенности прически, одежды мальчиков и девочек, в играх предла­гать девочкам быть мамой, тетей, няней, а мальчикам — папой, дядей, шофером и т. п. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики — с машинка­ми. Каждый ребенок в праве играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но их ассортимент должен быть подобран таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой иденти­фикации.

Категория: ПЕРВЫЕ ШАГИ | Добавил: admin (22.09.2011)
Просмотров: 4779 | Теги: методические разработки для детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru