Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило,
серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение
социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье
ребенка. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку
именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от
родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению
проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий
жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка и от
взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в
детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и
родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие
малыша.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к
нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода
характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.
Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или,
наоборот, раздраженно отталкивает их, сторонится сверстников. Особенности
поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их
темперамента. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя
заторможено, а холерики, наоборот, излишне возбужденно. В любом случае социальные
связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью
нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите.
Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно:
малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход
вновь встречает слезами.
Меняется и активность ребенка по отношению к
предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.
Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова
усваиваются с трудом.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем
обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается
риску инфицирования различными заболеваниями, нарушает реактивность организма,
приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации:
легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются
сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым
и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация длится 1—2 недели. У ребенка
постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние
и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно
активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено
незначительно и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых
заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в
поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится
дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней. Настроение
неустойчиво, значительно снижается активность малыша: он часто плачет,
малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий,
практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев.
Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это
могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под
глазами, пылающие щечки, усиление проявления экссудативного диатеза1. Особенно
ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает,
как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние
тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно
заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма
подрываются и уже не выполняют свою роль — не предохраняют его от инфекций.
Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.
Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода — неадекватное
поведение ребенка, которое настолько ярко выражено, что граничит с невротическим
состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ
от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Малыш плохо
засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон его чуткий и
короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим,
избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния
происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития
замедляются по всем направлениям.
|