В ходе работы с семьей педагог может столкнуться с
разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию
детей.
Встречаются родители, которые считают, что, отдав
ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие.
Они не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогом и избегают контактов с
ним. Некоторые родители вовсе не имеют представления о том, чем и как нужно
заниматься с маленькими детьми, не знают о важности общения и игры с ними.
Другие понимают, что с малышами нужно специально заниматься, но также не знают,
каким образом это надо делать. Воспитательные усилия тех и других сводятся к
организации питания, прогулок и сна. Вместе с тем, все более широкое
распространение получает представление о том, что ребенка чуть ли не с
младенческого возраста следует обучать чтению, письму и другим «школьным»
предметам. Не понимая специфики раннего возраста, многие родители ожидают от
дошкольного учреждения форсированного обучения маленьких детей и предъявляют
претензии из-за недостатка подобных занятий.
Некоторые родители являются сторонниками авторитарного
воспитания, склонны видеть в малыше преимущественно недостатки (жалуются на
капризность, непослушание, медлительность ребенка). Они ожидают от педагогов
исправления этих недостатков путем строгих дисциплинарных воздействий.
Особую проблему представляют родители, оставляющие
детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В
связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства
маленького ребенка.
Таким образом, причины возможных разногласий в
подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей разнообразны, но в их
основе чаше всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность
родителей о закономерностях развития детей. Поэтому важно выявить различия во
взглядах на воспитание детей, познакомить родителей с особенностями развития
малышей и достигнуть взаимопонимания.
Для установления взаимопонимания между педагогами и
родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детском
учреждении, прежде всего, необходимо выявить требования, которые родители
предъявляют к дошкольному учреждению.
|