Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых
затруднений при поступлении в дошкольное учреждение, родителям или близким
малыша не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не
сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или
малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным и
возникнуть через несколько дней после первого посещения яслей.
Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни,
следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Лучше
всего адаптация проходит с участием мамы.
Однако не каждая мать понимает необходимость такого участия
и представляет, как нужно себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать
ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и
сверстниками.
Перед тем как ребенок поступит в ясли, воспитатель
должен рассказать маме о тех трудностях, с которыми он может столкнуться в
группе, предложить ей совместными усилиями облегчить их и обсудить
последовательность ее поведения по отношению к малышу.
Для того чтобы мама лучше поняла необходимость своей
помощи ребенку, можно предложить ей представить переживания ребенка, оторванного
от семьи, вынужденного изменить привычный образ жизни, вспомнить свой детский
опыт разлуки с родными, взрослые переживания при расставании с близкими. Такая
беседа способствует возникновению у матери доверия к воспитателю, благоприятной
эмоциональной обстановки в группе.
Есть дети, которые без особых проблем включаются в
коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую
комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро
вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше,
поскольку он может переутомиться в новой обстановке.
Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается
к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время,
стараясь постепенно ввести его в жизнь группы.
Наиболее эффективной формой адаптации ребенка к яслям
являются группы кратковременного пребывания, в которых воспитатель и психолог
проводят специальную работу с родителями.
Существует определенная последовательность в
становлении психологической автономности ребенка от мамы. Выделяют следующие
этапы: «мы играем только вместе»; «я играю сам, но ты будь рядом», «иди, я
немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных
особенностей ребенка. Важная роль здесь принадлежит маме. Ее доверие к
воспитателю, готовность участвовать в адаптации, улучшает этот процесс.
Остановимся подробнее на перечисленных выше этапах.
1. «Мы играем только вместе». Мама является
проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды
деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок
— единое целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре.
В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам,
знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает в туалет, одевает,
раздевает и т.д.
2. «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш
начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки
вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отходить
от мамы на безопасное расстояние. Она все еще является опорой и защитой. Малыш
постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые пробы на
самостоятельность. В этот период важно научить маму одновременно отпускать
ребенка, следить за его безопасностью и своевременно откликаться на его
призывы.
Постепенно ребенок добровольно включается в игры с
педагогом, другими детьми, чужими родителями.
3. «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно
наступает момент, когда малыш начинает проявлять стремление к самостоятельной
игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, играет с педагогом и
другими детьми, хорошо ориентируется в окружающей обстановке. У него появляются
любимые игры и игрушки, он запоминает необходимые правила.
Теперь можно предложить маме подождать ребенка в
раздевалке. Но она обязательно должна предупредить его о том, что ненадолго отлучится.
И если ребенок согласен на это, она может ненадолго уйти.
Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения
мамы. При этом нужно обязательно сказать, что мама не обманула малыша, она
действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась.
Постепенно время отсутствия можно увеличивать.
4. «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». На этом
этапе ребенок, собираясь в ясли, уже знает, что будет находится в группе без
мамы и согласен на это. Он легко ориентируется в группе, активен в общении,
обращается к чужим родителям.
Это завершающий этап в процессе становления
психологической автономности ребенка. Далее необходимо время для ее укрепления,
для чего важна стабильность в работе группы. Она заключается в том, что с
детьми всегда общается знакомый педагог, последовательность видов деятельности
остается неизменной. Если в работе группы происходят какие-то изменения, к
этому необходимо подготовить ребенка, побыть с ним некоторое время.
Признаком завершения периода адаптации является
хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра,
доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам. |