Время наблюдения зависит от целей, которые ставит
перед собой воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети
взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры
малышей в группе или на детской площадке. Если педагог намерен
проанализировать, как ребенок общается со взрослым, то следует специально
организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить малышу вместе с
воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать
книжку.
Внимательный педагог может извлечь полезную информацию
для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения и
сделать выводы из него. В случае необходимости он должен провести педагогическую
коррекцию или обратиться за помощью к психологу.
Приведем пример наблюдения воспитателя за поведением
ребенка.
В группу заходит незнакомый ребенку взрослый (новый
воспитатель). Двухлетний Денис сразу же подходит к нему и протягивает свой мячик.
Взрослый включается в игру, и они несколько раз передают мяч друг другу. Затем
взрослый подбрасывает мячик вверх, предлагая малышу сделать то же самое.
Мальчик прячет руки за спину; опускает глаза, тихо шепчет: «Я не умею».
Взрослый предлагает свою помощь и. держа руки ребенка в своих руках,
подбрасывает мячик. Денис виновато смотрит на взрослого и повторяет: «Не
могу». Взрослый успокаивает малыша, еще раз подбрасывает вместе с ним мяч и
предлагает мальчику самому сделать это. Денис старается повторить образец, но
его внимание сосредоточено не столько на мяче, сколько на липе взрослого.
Смущенная улыбка сопровождает все действия Дениса.
Этот эпизод длится несколько минут, но позволяет
опытному наблюдателю сделать следующие содержательные выводы. Во-первых, Денис
доброжелательно относится к взрослым и инициативен в общении. Об этом
свидетельствует то, что он быстро подошел к взрослому и сам предложил ему
начать игру. Следовательно, коммуникативная потребность у него развита хорошо.
Во-вторых, мальчик, скорее всего, стеснителен. Об этом свидетельствуют его
смущенные взгляды и движения. Именно стеснительностью объясняются попытка
ребенка уклониться от выполнения нового для него действия и тревожное ожидание
оценки взрослого, которое заслоняет собой интерес к игре.
Эти первоначальные выводы подтвердятся, если такое
поведение малыша повторится и в других ситуациях. В этом случае воспитатель
должен сделать для себя вывод о необходимости проведения индивидуальной работы
с мальчиком, направленной на укрепление уверенности в положительном отношении
к нему взрослых, на повышение его самооценки, раскрепощение эмоциональной
сферы.
Для того чтобы наблюдение было эффективным, необходимо
фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные
формы фиксации наблюдений, которые зависят от характера наблюдений и
педагогических целей.
|