Современная концепция образования РФ провозглашает
отказ от авторитарной педагогики и в качестве основополагающего принципа воспитания
и обучения выдвигает принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых
с детьми.
В психологических и педагогических исследованиях доказано,
что авторитарный тип взаимодействия педагога с детьми способствует накоплению
негативного опыта контактов со взрослым, формированию недоверия к миру,
тормозит развитие инициативности, любознательности, творческих способностей,
препятствует проявлению детской непосредственности, жизнерадостности,
провоцирует возникновение неуверенности в себе, конфликтности, агрессивности.
Личностно-ориентированное взаимодействие коренным
образом отличается от формального, авторитарного типа взаимодействия. Личностно-ориентированное
взаимодействие предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его
возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.
При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка,
его чувства, переживания, устремления. Оно направлено на обеспечение
положительного самоощущения ребенка, развитие его способностей и расширение
возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда
в детском учреждении или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия
между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный
комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять
потребности.
|