Умение наблюдать является одним из важных условий
успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график
работы, целенаправленно руководить группой детей.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и
систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе
воспитателя. При этом наблюдение не должно становиться самоцелью. В отношении
детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения,
необходима для фиксации качественных изменений в их развитии — новых умений,
интересов, предпочтений; создания условий для их дальнейшего развития.
Для того чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо
житейских или интуитивных представлений о ребенке данного возраста, иметь
научные знания о закономерностях его психического развития. В противном случае,
воспитатель не сможет во всей полноте реализовать поставленные задачи,
заметить возможные отклонения в развитии ребенка или, наоборот, его особые
способности в какой-то сфере, при необходимости помочь малышу справиться с
трудностями. Это требует от воспитателя умения четко планировать свою
педагогическую деятельность, вести соответствующие записи, помогающие лучше
узнать и понять каждого ребенка, оценить ситуацию в группе в целом, координировать
свою работу с работой коллег и родителей.
Задачей педагога является наблюдение за каждым
ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих
воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать
ее эффективность в процессе последующих наблюдений.
|