Сотрудничество детского учреждения и семьи начинается
со знакомства. На этом этапе очень важно расположить родителей к партнерству,
взаимному доверию, продемонстрировать свое желание максимально помочь семье в
воспитании ребенка.
Родителей следует познакомить с яслями: показать
групповое помещение, игрушки, спальню, участок; рассказать, как будут организованы
игры и занятия, режим дня. В свою очередь, воспитатель должен получить
информацию о ребенке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав
семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтениях в еде,
продолжительность дневного сна и т. п. Следует также выяснить, какое участие
могут принять родители в жизни детского учреждения, чем помочь педагогам.
Для получения информации о ребенке и семье можно
использовать анкеты, беседы, посещение семьи. Анкеты больше всего подходят для
получения формальных сведений о ребенке. Предлагаем возможный вариант такой
анкеты.
Анкета «Информация о ребенке и семье»
Имя, фамилия
ребенка..............................................................................
Возраст.......................................................................................................
Имя, фамилия родителей
.........................................................................
Адрес, телефон ..........................................................................................
Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры,
братья) ..........
Легко (с трудом) вступает в контакт с незнакомыми
взрослыми
Легко (с трудом) вступает в контакт с другими
детьми.....
Любимые игры, занятия, игрушки
.......................................
Чего боится и чему радуется малыш
....................................
Что ребенок любит (не любит)
есть.....................................
В какое время спит.................................................................
Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам
Есть ли аллергия (указать на что)
.........................................................
Дополнительная информация о
ребенке..............................................
Участие родителей в жизни детского сада: посещение
ежемесячных
собраний
..................................................................................................
посещение или планирование мероприятий для
родителей...........
изготовление игрушек, пособий.....................
покупка игрушек, методических материалов
оформление групповых помещений, благоустройство
участка
помощь во время экскурсий, посещений детского театра
Сведения об индивидуальных особенностях малыша удобнее
получить во время беседы с родителями и наблюдений при посещении семьи.
Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать семью, ее интересы, стили
общения, а родителям увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребенком.
При
знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного
проведения адаптации ребенка к детскому учреждению, предупредить, чтобы кто-то
из них выделил время для посещения яслей вместе с ребенком в течение времени,
которое понадобится малышу для привыкания; выяснить, чем они могут помочь
воспитателю в группе.
|