Содержание развивающей предметной среды должно
удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.
Жизненное пространство в группе должно давать детям
возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не
мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни.
Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками,
нишами (например, зона сюжетных игр отделяется от зоны для подвижных игр для
того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая зона
должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для
себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря
соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении могут быть организованы зоны
для:
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом;
• игр с машинками;
• изобразительной деятельности;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• игр с песком и водой;
• отдыха (уголок уединения);
• размещения уголка природы (аквариум, фонтанчик,
клетка с птичкой).
В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол,
поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения»
детей.
Желательно, чтобы расположение зон способствовало
плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для занятий со
строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким
образом, играя с сюжетными игрушками, ребенок может взять расположенные
неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке)
могут храниться папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными
фотографиями.
Не обязательно оснащать групповое помещение дорогостоящими
игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс можно
организовать при рациональном использовании самых скромных финансовых средств.
Разностороннему развитию ребенка способствуют не только игровой и
дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный
самостоятельно педагогами и родителями. Главное — чтобы игрушки и материалы
соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в
свободном доступе.
|